Лишние миллиарды

Игорь Березин
4 ноября 2002, 00:00

Официальные данные о емкости потребительского рынка России занижены примерно на 80 млрд долларов. Только с учетом этих денег можно объяснить, почему наш внутренний рынок развивается так быстро

Официальные статистические данные в России всегда подвергались сомнению. Распространено убеждение, что в советские времена статистические органы систематически завышали показатели производства. И скорее всего так и было. Не потому, что методики были плохие или люди некомпетентные, а потому, что такова была установка "сверху". В начале 90-х возникла другая проблема - все макроэкономические показатели стали занижать. До поры до времени бизнес это волновало мало - он сам был не готов к долгосрочному планированию своей работы. Сейчас ситуация изменилась - бизнес хочет планировать. Но где взять точную и надежную информацию о размерах того или иного рынка? Сегодня составлять свои стратегические планы можно лишь опираясь на очень широкий коридор оценок, нижнюю границу которого, как правило, фиксирует Госкомстат, а верхнюю - независимые исследователи.

В сентябре этого года маркетинговое агентство Interactive Research Group (IRG) представило "Экономический обзор", в котором утверждалось, что потребительский рынок России на 100 млрд долларов больше, чем его оценивает Госкомстат. Официальные объемы расходов российского населения в 2001 году - 140 млрд долларов. По мнению IRG, как минимум 240 млрд. Такой вывод IRG сделал на основе прямого сопоставления официальных оценок отдельных потребительских рынков с данными компаний, отраслевых ассоциаций и результатами, полученными в ходе проведения независимых маркетинговых исследований. Эта информация была опубликована в газете "Ведомости", на нее счел необходимым ответить сам председатель Госкомстата Владимир Соколин. Он привел веское возражение: "Если полагаться на выводы этих исследователей, то ВВП России должен оказаться примерно в два раза больше, равно как и объем денежной массы, рассчитываемый ЦБ".

Кто прав в этом споре? Могут ли совокупные расходы населения России быть в полтора-два раза больше, чем следует из официальных данных?

Аналитическая группа "Эксперт-МА" уже более двух лет ведет проект "Стиль жизни среднего класса". Естественно, он дает немало информации о потреблении в России. Наши данные позволяют признать верхнюю оценку - в 220-250 млрд долларов - верной. Чтобы доказать этот факт, разберем отдельные рынки и покажем, что Госкомстат существенно недооценивает многие из них.

Алкоголь и табак

Начнем с самого показательного рынка - алкоголя и табака. объем потребления пива в стране составляет 6,5-7 млрд литров. С этой оценкой согласны и Госкомстат, и сами производители пива. Литр самого дешевого пива стоит в рознице 16-18 руб. (50-60 центов). Однако есть пиво и по 12-17 руб. за пол-литра, то есть примерно по доллару за литр, именно этот сегмент самый емкий. Есть пиво и по 100, и по 200 руб. за литр, но его доля в потреблении невысока. Средняя цена литра пива в России - 0,8-1 доллар. объем трат только на пиво составляет 5-7 млрд долларов.

Разберемся с водкой. По данным Госкомстата, объем производства водки в стране - 2 млрд литров в год. По данным Министерства здравоохранения, объем потребления водки составляет 3,5-4,5 млрд литров. Основной объем потребления приходится на самую дешевую водку по цене 60-80 руб. за литр. Такой водки потребляется в год на 4-5 млрд долларов. Но есть еще и средний, и премиальный сегменты. Поэтому наша оценка рынка - 5-9 млрд долларов.

Производители и экспортеры оценивают емкость российского рынка сигарет в 14-15 млрд пачек. Чуть менее половины от общего объема потребления составляют дешевые сигареты по цене 15-20 центов за пачку. Итого - 1-1,5 млрд долларов. На долю сигарет по цене 30-50 центов за пачку тоже приходится чуть меньше половины рынка. Итого 2-3 млрд долларов. И есть еще премиум-сегмент размером в 1,5-2 млрд. В итоге общий объем рынка сигарет по нашим оценкам - 5-7 млрд долларов, а по оценке, например, ассоциации "Грандтабак" - 5-5,5 млрд долларов. В итоге получается, что на алкоголь и табак население России тратит 20-25 млрд долларов (см. таблицу 1).

И теперь нам надо сделать самое интересное - через долю этого рынка в общем потреблении оценить совокупные потребительские расходы. Здесь, однако, есть определенные сложности. Госкомстат, опираясь на данные обследования бюджетов 50 тыс. домохозяйств, полагает, что на приобретение табака и алкоголя население тратит 4-5% своих денег. Если признать эту оценку, то мы получим колоссальный объем потребительского рынка - 400-600 млрд. Результат абсурдный. Наши данные показывают, что реальная доля расходов на алкоголь и табак составляет 8-9% всех расходов, и тогда общий потребительский рынок в стране можно оценить в 225-300 млрд долларов.

Рынок услуг

По нему расхождения между официальными данными и экспертными оценками особенно велики.

Возьмем образование. По официальным данным, в 2001 году население потратило на образование чуть менее 2 млрд долларов. Но рынок этот очень живой, и его активно исследуют сами участники рынка. По их данным (равно как и данным "Стиля жизни среднего класса"), реальные траты на образование в 2001 году составили 4-6 млрд долларов. И это похоже на правду, поскольку только на подготовку к поступлению в вузы было потрачено 1,5 млрд, эту оценку признает даже Министерство образования.

Аналогичная картина и в здравоохранении. Официальные данные - 1,3 млрд долларов. Независимые исследования дают порядок цифр в 3-5 млрд долларов.

На туризм и экскурсии, по данным Госкомстата, население в 2001 году потратило всего в 0,5 млрд долларов. Однако простой здравый смысл подсказывает, что только 5-6 млн отдыхавших за границей должны были потратить сумму по крайней мере на порядок большую. А ведь есть еще сегмент внутреннего туризма.

К этим суммам надо прибавить такие важнейшие статьи расходов, как оплата жилья, транспорта, услуг связи, культурного досуга. А еще есть расходы на помощь по хозяйству, уход за престарелыми, присмотр за детьми, частный извоз и проч., которые вообще никак не учитываются Госкомстатом. И в результате получается, что суммарная оценка расходов на услуги составляет 60-80 млрд долларов против 32 млрд долларов по официальным данным.

Теперь исходя из оценки рынка услуг попытаемся определить совокупные потребительские расходы. Госкомстат считает, что доля услуг в потреблении населения составляет 20%, тогда мы снова получим слишком большие расходы - 300-400 млрд долларов. По нашим данным, доля услуг составляет 25-30% потребительских расходов, и в этом случае размер потребления в России составляет 180-320 млрд долларов.

Товары длительного пользования

Речь идет о недвижимости, автомобилях, мебели, домашней технике, одежде и прочих мелочах.

По официальным оценкам, на покупку автомобилей в 2001 году было потрачено 3,5 млрд долларов. В прошлом году российские граждане приобрели около 900 тыс. новых российских автомобилей по цене в 4-5 тыс. долларов, потратив на это 3,5-4,5 млрд. Помимо этого было приобретено около 400 тыс. подержанных иномарок. При средней цене 7,5-10 тыс. долларов это дает еще 3-4 млрд. Примерно 1 млрд долларов было потрачено на сравнительно недорогие новые иномарки и еще полмиллиарда - на дорогие. Даже такой грубый подсчет дает нам цифру автомобильного рынка в 8-10 млрд. И это без учета вторичного рынка.

Оценки рынка одежды и обуви, которые можно сделать на основе официальных данных, дают емкость этого рынка в 5-7 млрд долларов в год. Данные исследования "Стиль жизни среднего класса" показывают, что емкость этого рынка составляет примерно 20 млрд. Рынок мебели оценивается официально в 1,5-2 млрд долларов, по нашим данным он составляет 4-5 млрд.

Просуммировав, получаем емкость рынков товаров длительного пользования в 50-60 млрд долларов в год. Доля этих статей, по нашим данным, составляет 20-23% во всех потребительских расходах семьи. И в этом случае потребительский рынок России можно оценить в 215-300 млрд долларов в год.

Продукты питания

Единственная статья расходов, по которой Госкомстат не может ошибаться в разы, - приобретение продуктов питания для дома. В основном они приобретаются в организованной торговле. Однако существует и рынок, ярмарки, палатки и проч. Эти "нецивилизованные" формы торговли нельзя сбрасывать со счетов, и соответственно можно предположить, что погрешность существует, и по данным нашего исследования мы можем сказать, что она составляет примерно 30%. Тогда пищевой рынок России в 2001 году составлял не 48 млрд, а 65 млрд долларов.

Долю расходов, которая приходится на приобретение продуктов питания для дома, Госкомстат оценивает в 35% от совокупных расходов. Если это верно, то все потребительские расходы составляют 185 млрд. Однако наши данные показывают, что доля расходов на питание дома снизилась до 30%. Стало быть, совокупные расходы оцениваются уже в 215 млрд долларов.

Все эти расчеты выводят нас на оценку потребительского рынка России в диапазоне 200-300 млрд долларов. Примем умеренно-консервативный вариант - 220-250 млрд долларов.

Как такое возможно

Могут ли совокупные расходы населения России и, естественно, доходы быть в полтора раза больше тех, которые учитывает Госкомстат? Для 2002 года это будет, соответственно, 240 и 300 млрд долларов - против официальных 160 и 200 млрд. Ведь это означает, как справедливо заметил председатель Госкомстата, что ВВП больше, и реальная денежная масса больше. Короткий ответ - могут. Начнем с денежной массы.

Действительно, для осуществления дополнительных, не учитываемых Госкомстатом сделок на сумму в 100 млрд долларов требуются дополнительные денежные средства. Если принять скорость обращения этих денег равной 10-12 оборотам в год (примерно с такой скоростью обращается наличная рублевая денежная масса), то необходимо 8,5-10 млрд наличных долларов.

По различным оценкам, в том числе и специалистов Федеральной резервной системы США, в России сегодня сосредоточено от 40 до 70 млрд наличных долларов США. Часть этих денег - внебанковские сбережения, часть - обслуживает теневой оборот. Предположить, что бедное российское население тратит на оборот 20% имеющихся у них наличных долларов, вполне можно. Они-то и дают искомые 100 млрд.

Зайдем с другой стороны. По различным оценкам, от 10 до 15 млн россиян (15-20% трудоспособного населения) получают заработную плату преимущественно "в конвертах" - теми самыми наличными долларами. Примем средний размер этой заработной платы равным 500 долларам в месяц. Это всего в три раза выше средней официальной заработной платы в промышленности. Перемножаем и получаем сумму 60-90 млрд долларов в год. А еще есть доходы частных предпринимателей, учитывая их, мы легко выйдем на те самые 100 млрд долларов.

Распределение доходов

Но едва ли не самым сильным аргументом в пользу того, что дополнительные 100 млрд долларов денежных доходов (и примерно 80 млрд долларов расходов) есть реально, является представление о богатстве и, соответственно, покупательной способности населения страны.

Если мы возьмем официальные данные, то получим такую мрачную картину. 20% населения находится за чертой бедности, их доход менее 40 долларов в месяц, в то время как прожиточный минимум составляет не менее 45-60 долларов. К сожалению, это очень похоже на правду. Наши расчеты эти сведения подтверждают.

Более трети жителей России, имея доход от 45 до 100 долларов в месяц, живут просто бедно. В смысле потребления они не могут позволить себе почти ничего выходящего за пределы прожиточного минимума.

20% населения с доходом от 100 до 130 долларов в месяц на каждого члена семьи могут позволить себе приобретать только недорогую одежду и мелкую бытовую технику.

Доход от 135 до 300 долларов в месяц на каждого члена семьи имеет 20% населения, и наверное, они могут быть причислены к российскому среднему классу. И эти семьи могут приобретать бытовую и видеотехнику, мебель, подержанные автомобили. Однако проблема заключается в том, что этих семей мало - всего 12% населения, то есть всего 8 млн семей. Но и единиц крупной бытовой и видеотехники приобретается ежегодно примерно столько же. Получается, что каждая такая, в общем-то не богатая, семья ежегодно приобретает что-то из крупной бытовой техники, что-то из мебели и еще раз в два года меняет автомобиль - на менее подержанный. Это противоречит как здравому смыслу, так и данным многочисленных маркетинговых исследований, которые говорят, что крупная бытовая техника служит в семьях среднеобеспеченных россиян как минимум шесть лет.

Еще один довод. Только 3% граждан России, если верить официальной статистике, имеют доход от 300 до 500 долларов в месяц. С таким доходом они в принципе могут приобретать новые российские автомобили или подержанные иномарки. Получается, что число таких семей - 1,5 млн. Но и машин такого класса приобретается примерно столько же, а это значит, что все эти семьи должны приобретать автомобиль каждый год. Абсурд. Даже достаточно обеспеченные граждане меняют машины раз в два-четыре года.

Ну и, наконец, остается 500 тыс. самых богатых семей России (1% населения), чей совокупный годовой доход составляет 17,5 млрд долларов (больше в конструкции Госкомстата никак не получается). Не очень-то они богатые, выходит. Но кто же тогда покупает "мерседесы"? Чьи дети учатся в престижных университетах? Где владельцы и совладельцы десятков тысяч средних, но весьма успешно работающих компаний?

Как поделить 100 миллиардов

Допустим, что эти самые дополнительные, не учитываемые Госкомстатом 100 млрд долларов доходов действительно есть. Как они распределяются? Точного ответа на этот вопрос не знает никто. Впрочем, уже давно и на достаточно большом статистическом материале было эмпирически доказано, что в отсутствие государственного вмешательства в виде прогрессивного налогообложения и активной социальной политики распределение доходов тяготеет к закону Парето, или "Принципу 80/20". Пользуясь им, мы можем получить новую структуру российского населения по доходам.

Есть 500 тыс. действительно очень богатых по российским, естественно, меркам семей (около 1,5 млн человек, 1% населения), чей доход исчисляется от 50 тыс. долларов в год, а в среднем ежегодно составляет 90 тыс. долларов, или 2500 долларов в месяц на каждого члена семьи. Половина этих семей, а может и больше, проживает в Москве, составляя почти 10% столичных домохозяйств и одним своим присутствием обеспечивая первопрестольной славу одного из самых дорогих городов Европы. Именно представители этих семей отдыхают на Канарах, покупают "мерседесы", играют в казино, отовариваются в бутиках и платят за билет на модный концерт от 200 до 500 долларов.

Есть порядка 4-5 млн вполне обеспеченных граждан (около 1,5 млн семей), чей годовой доход составляет от 20 до 45 тыс. долларов, или от 600 до 1500 долларов в месяц на каждого члена семьи. Можно называть их "верхним средним" классом. Именно по оценкам численности этой группы данные Госкомстата и данные нашего исследования расходятся максимально - в три раза.

Около 23-24 млн человек (шестая часть населения), по нашим данным, имеют семейный доход в пределах от 200 до 600 долларов в месяц. Это - ядро российского среднего класса. И именно он сегодня является главным потребителем на рынках сравнительно дорогих товаров длительного пользования и платных услуг. По данным Госкомстата - таких людей вдвое меньше.

Пятая часть населения страны - 29 млн человек - имеет доход 120-200 долларов в месяц на каждого члена семьи. Это - нижний средний класс. Данные исследований показывают, что в 2002 году именно эта группа стала главным потребителем на рынках относительно недорогих товаров длительного пользования. Расхождений в количественной оценке размеров этой группы между Госкомстатом и данными "Стиля жизни среднего класса" практически нет, однако у нас эта группа более обеспеченная, что и позволяет ей выступать в качестве активного потребителя на рынках относительно недорогих товаров.

Может показаться, что расхождения в оценках стратификации населения России по доходам - теми, что предлагает Госкомстат, и теми, что предлагаем мы, - не так-то уж и велики. Но только увидев эти расхождения, можно реально оценить, с каким потребительским рынком мы имеем дело, сколько на нем людей, готовых и способных покупать, и понять, почему этот рынок может и будет развиваться.

Таблица 1. Емкость рынка алкоголя и табака