Цена интеграции

Экономика Гонконга переживает структурный кризис. Идти прежним путем становится невозможно, а новой стратегии у властей, судя по всему, пока нет

Гонконг испытывает самые серьезные со времен финансового кризиса 1997-1998 годов экономические проблемы. Нынешний год обещает стать на редкость неудачным: по оценкам Deutsche Bank (DB), ВВП Гонконга сократится на 4,9%. Не лучше обстоят дела и с другими макроэкономическими показателями некогда процветавшего региона. Растущий в последнее время бюджетный дефицит достиг почти 5% от объема ВВП. Реагируя на ухудшение экономической ситуации в стране, рейтинговое агентство Standard & Poors недавно снизило прогноз долгосрочного кредитного рейтинга Гонконга по заимствованиям в местной валюте со "стабильного" на "негативный". То есть, если в течение ближайших месяцев ситуация не улучшится, то рейтинг будет понижен.

Дело в том, что гонконгская экономика так и не оправилась от последствий "азиатского гриппа". Несколько десятилетий город, развиваясь в рамках определенной модели - низкие налоги, высокие цены на недвижимость, приток капитала на развитые финансовые рынки, - процветал. Но после кризиса былые преимущества Гонконга стали превращаться в его проблемы (главная - лопнувший как мыльный пузырь рынок недвижимости). Двигаться прежним путем невозможно, а новой стратегии у властей города, судя по всему, нет. Более того, сегодня речь, по-видимому, может идти лишь о том, как смягчить переживаемый кризис: проблемы Гонконга, возникшие в результате интеграции этого финансового центра в китайскую экономику, - долгосрочного и структурного характера.

Замкнутый круг

Пожалуй, главная экономическая трудность - дефляция: падение цен продолжается уже 49 месяцев. Аналитики говорят о растущей угрозе финансового кризиса. По их мнению, дефляция может продлиться еще четыре-пять лет.

Причина столь затяжного дефляционного кризиса - крах спекулятивного рынка недвижимости, случившийся в 1998 году. Ведь именно этот сектор во многом обеспечивал финансовое процветание Гонконга во время бума конца 80-х - начала 90-х годов. Государство получало около 30% своих доходов от налогов и сборов, которые выплачивали девелоперские и риэлтерские компании. Имея такой щедрый источник доходов в период экономического роста, Гонконг мог позволить себе сохранять очень низкий уровень налогов вообще и тех, что платят физлица, в частности. Это привлекало в город иностранные компании, специалистов и просто богатых людей.

В 98-м все изменилось. Обвал рынка недвижимости вызвал цепную реакцию и, в частности, привел к обострению проблемы "плохих" долгов банков, которые выдавали кредиты под залог этой самой недвижимости. Сегодняшняя ситуация беспокоит и власти, и инвесторов. На рынке периодически возникают слухи о том, что правительство перестанет продавать землю и государственное жилье, чтобы поднять цены.

Однако этого не происходит. Падение цен на недвижимость привело к значительному ухудшению состояния государственных финансов Гонконга. Закрыть бюджетные дыры при истощении привычного источника просто нечем. Расходы гонконгского правительства и так одни из самых низких для экономически развитых стран, всего лишь 18% от ВВП (меньше, чем у Малайзии и Тайваня).

Урезать же госрасходы в то время, как экономика пребывает в состоянии рецессии, просто неразумно. Налоговая политика и так уже привела к серьезной деформации экономической системы. Начиная с 1997 года число рабочих мест в Гонконге выросло на 1,3%, но количество налогоплательщиков при этом сократилось почти на 10%. Только 0,3% от работающих платят максимальный налог на доходы - 15%. По мнению специалистов JP Morgan, увеличение ставки налога всего лишь на один процент могло бы дать в казну 2,2 млрд долларов (1,4% ВВП).

С точки зрения конкурентоспособности Гонконг не должен проиграть от этого шага (для сравнения: в Сингапуре ставка подоходного налога - 20%). Но существует другая опасность: увеличение налогов может вызвать снижение и без того слабого потребительского спроса (потребительские расходы в текущем году, по прогнозам DB, должны сократиться на 2,4%). А это тем более нежелательно, что падение спроса сегодня усугубляется высокой безработицей - по итогам августа она составила 7,8% (рекорд последних 20 лет).

Выравнивание потенциалов

Вообще, Гонконг оказался в парадоксальной ситуации. Недвижимость постоянно дешевеет, что лишает город привычного источника дохода, но при этом в абсолютном выражении цены остаются очень большими. (Средняя стоимость квадратного метра жилья - около трех тысяч долларов - вдвое дороже, чем в приграничном китайском Шеньчжене.) Подушевой доход довольно высок (24 700 долларов по итогам прошлого года), но цены, и не только на недвижимость, еще выше.

В результате население Гонконга, в основном представители высококвалифицированного среднего класса, активно покидает город. Эта тенденция не связана с политическими притеснениями со стороны китайских властей: большинство переезжает в близлежащие районы КНР. По оценкам местной прессы, сейчас в Китае работает около полумиллиона гонконгцев. Причина оттока населения - очень дорогая жизнь в Гонконге, с одной стороны, и перспективы, открывающиеся в бизнесе на "большой земле", - с другой.

Бурное развитие Китая положило конец монопольному положению Гонконга. Серьезную конкуренцию составляют соседние с Гонконгом районы Южного Китая, например уже упоминавшийся Шеньчжень. За последние 20 лет, прошедшие с начала реформ в Китае, обрабатывающая промышленность Гонконга и Тайваня перевела значительную часть своих производств на территорию КНР. Постепенно возникает конкуренция и в сфере услуг. Главным конкурентом Гонконга становится Шанхай - быстро развивающийся порт и финансовый центр, который при нынешних темпах роста экономики двух городов через 15 лет по объему валового продукта сравняется с Гонконгом.

По мнению авторитетного гонконгского журнала Far Eastern Economic Review, нынешний период экономических проблем и связанной с ним дефляции является неизбежным признаком экономической интеграции Гонконга и материкового Китая. В конечном счете, однако, снижение внутренних цен должно положительно сказаться на конкурентоспособности Гонконга. Если к тому моменту материковый Китай сохранит высокие темпы роста, Гонконг может ждать новый период процветания.