Окуклившийся якудза

Культура
Москва, 27.01.2003
«Эксперт» №3 (357)
Своим последним фильмом "Куклы" Такеши Китано поразил весь мир. Мастер кровавых боевиков неожиданно снял меланхоличную, подчеркнуто старомодную картину

В 1997 году главной сенсацией Венецианского кинофестиваля оказался фильм Такеши Китано - мало кому известного за пределами Японии актера (выступающего под псевдонимом Бит Такеши) и режиссера. "Фейерверк" - картина о прямодушном полицейском, невозмутимо выбивающем глаза многочисленным якудза, - получил тогда "Золотого льва". Последний фильм Китано "Куклы", вышедший теперь и в наш прокат, в прошлом году тоже произвел сенсацию в Венеции - тем, что не получил ни одной награды. Никто не предполагал, что человека, превратившего японский кинематограф из синефильской экзотики в законодателя мировой моды, постигнет подобное фиаско.

До Китано из Японии во внешний мир выбирались немногие режиссеры: экспортно-глянцевый Куросава, меланхолический бытописатель Ясудзиро Одзу, сексуальный хулиган Нагиса Осима. Китано придал международный статус самому что ни на есть мейнстримному японскому кино - якудза-боевикам. Конвейер по их производству успешно работает вот уже многие десятилетия: каждую неделю в прокат выходит с десяток подобных фильмов с немыслимым количеством крови. На съемки каждого отпускается максимум месяца два. Среднестатистический японский режиссер, чтобы заработать право на индивидуальное творчество, долгие годы вынужден снимать в этом жесточайшем режиме, максимально пропитываясь массовой культурой.

Китано избежал этой участи - фильмы он стал снимать, будучи знаменитым актером. Все произошло случайно: в 1989 году на съемках очередного боевика заболел режиссер, и Китано занял его место. Может быть, оттого у него была возможность посмотреть на якудза-боевики со стороны, как на своеобразное явление, в основе которого - архетипы массовой культуры. И творчески переработать приметы жанра: сверхъестественную динамику, немотивированное насилие, которое является чуть ли не единственным двигателем малосвязного сюжета, и наличие какого-нибудь гангстера или полицейского в роли современного самурая. Оживляя традиционную схему трогательными историями, изысканными съемками и собственной актерской харизмой, Китано превратил безликие якудза-боевики в подлинное искусство.

В конце 90-х подобное кино пришлось как нельзя кстати. Пресыщенный западный кинематограф за пару десятилетий привык к тому, что свет приходит с Востока. В 80-х - начале 90-х черпали энергетику из гонконгских боевиков - достаточно вспомнить Тарантино, большого любителя Джона Ву. Теперь Запад с радостью обнаружил новый источник драйва в доселе неведомых якудза-боевиках. Один из культовых фильмов этого времени - "Пес-призрак" Джима Джармуша (1999) - несомненный результат освоения нового кинопространства. Вслед за Китано пропуск на Запад получило множество его соотечественников. И молодое дарование Такеши Миике (у нас шли его "Кинопробы" и "Город потерянных душ"), и семидесятилетний ветеран Кинджи Фукасаку ("Королевская битва"), прошедшие через конвейер якудза-боевиков и привычно снимающие в год по несколько одинаковых фильмов, неожиданно обнаружили, что в Европе их воспринимают как творцов остросовреме

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (357) 27 января 2003
    Смена руководства нтв
    Содержание:
    Шнурок и поводок

    НТВ стал первым медиаресурсом федерального масштаба, который удалось взять под контроль близкой к президенту "питерской" группировке

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама