Глобальный дурдом

Культура
Москва, 27.01.2003
«Эксперт» №3 (357)
Знаменитый "лицедей" Вячеслав Полунин, в конце 80-х переехавший из России в Англию, теперь привез в Москву свой спектакль Snow Show. Тот самый, за который англичане назвали его "лучшим клоуном мира" еще десять лет назад

Двадцать лет назад в новогоднюю ночь маленький человечек в больших желтых шароварах прошептал в телефонную трубку: "Асисяй", - и на следующее утро вся страна повторяла это странное смешное слово. Потом человечек сказал "Низ-зя", и во всех школах на переменах раздавались крики "Низ-зя!". Потом он с командой спел "Блю-блю-комарик", и только ленивый не мурлыкал эту песенку, моясь по утрам в душе. Популярность того Полунина можно было сравнить только со славой Райкина-старшего. Его интонации странным образом оживали, сообщая магическую силу непонятным и незабываемым словам. В конце 80-х Полунин уехал из России в Англию, и на одной шестой части суши стало скучно.

Через двадцать лет Асисяй возвращается в Москву - народным артистом, "лучшим клоуном мира", лауреатом всех и всяческих премий. Он привозит свой спектакль Snow Show ("Снежное шоу"), с которым объездил весь свет. Полунин уже дважды показывал его в Москве - после того, как получил премию "Триумф" и на Московской театральной олимпиаде. Но все это были представления "для своих". Театралам оставалось довольствоваться восторженными рецензиями и невероятными легендами, которые роятся вокруг театра Полунина. Сегодня же любой смертный может отдать в кассу сто долларов, прийти в Театр им. Маяковского и удостовериться: есть на свете вечные ценности. Асисяй жив.

Смотрите, кто пришел

До того как придумать Асисяя, Полунин перепробовал едва ли не все направления клоунады. Он копировал Чаплина и работал под Марселя Марсо, занимался йогой и танцем буто, изучал комедию дель-арте, английскую пантомиму и японский театр Но. Он просмотрел все фильмы Чаплина, Бастера Китона, Оливера Харди, Луи де Фюнеса, составил огромную коллекцию трюков и гэгов и каждый из них испробовал на себе.

И ничто его не удовлетворило. Марсо был слишком красивым, "слишком за стеклом". Трюки заставляли публику кататься со смеху, но не оставляли места для поэзии. Тогда Полунин позвонил на телевидение, в редакцию "Новогоднего огонька", и сказал: "Дорогая редакция, у меня есть для вас номер". Съемки назначили через неделю. Никакого номера не было и в помине. Пришлось за неделю придумать Асисяя - маленького человека в огромных желтых штанах, с трудом обживающегося в бескрайнем неласковом мире.

Так Полунин реализовал свое главное ноу-хау. Оно заключалось в том, что он совместил клоунаду и систему Станиславского. У нас и раньше были прекрасные комические актеры, до тонкостей изучившие систему и с успехом применявшие ее в работе. Были и замечательные клоуны вроде Олега Попова, свято соблюдавшие все цирковые традиции. Но лишь Полунин свел эти два мира воедино. И хотя он не очень любит признаваться в своем долге Станиславскому, о любом своем спектакле говорит словами основоположника - "атмосфера", "манки", "внутренняя задача".

Новая технология, объединившая железную просчитанность трюка и нежность психологической нюансировки, принесла Полунину популярность в Европе и успех в Америке. Он живет в собственном доме под Парижем и разъезжает с гастролями п

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (357) 27 января 2003
    Смена руководства нтв
    Содержание:
    Шнурок и поводок

    НТВ стал первым медиаресурсом федерального масштаба, который удалось взять под контроль близкой к президенту "питерской" группировке

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама