За прошедшую неделю доллар вырос по отношению к основным валютам. Поддержку ему оказали неожиданно хорошие новости о росте числа рабочих мест в экономике (+143 000 за январь) и сокращении нормы безработицы с 6,0 до 5,7%. Вместе с тем в декабре зафиксировано падение объемов потребительского кредитования на 4,0% (самое резкое снижение за десять лет). Важным событием стали состоявшиеся 11 и 12 февраля выступления председателя ФРС Алана Гринспена перед банковским комитетом сената и комитетом по финансовым услугам палаты представителей конгресса США, которые ряд комментаторов уже назвали наиболее бескомпромиссными за последние годы. Информагентства широко осветили высказывание Гринспена о негативном влиянии ситуации вокруг Ирака на деловую активность в США, что ухудшает перспективы американской экономики. Меньшее освещение получил другой сюжет, затронутый главой ФРС. Гринспен выразил серьезную обеспокоенность по поводу возможного роста отношения госдолга к ВВП. По мнению Гринспена, это отношение может оставаться неизменным даже в условиях бюджетного дефицита, но только в том случае, если он не будет превышать 1-2% ВВП (напомним, что в нынешнем и следующем финансовом году бюджетный дефицит США составит более 3% ВВП). При превышении этого показателя может начаться самопроизвольное системное нарастание госдолга. Дело в том, что в значительной степени рост госдолга обусловлен необходимостью обслуживания существующих долговых обязательств государства. В настоящий момент оно сравнительно необременительно для США вследствие крайне низких учетных ставок. Гринспен отметил, что вопреки распространенному мнению уровень ставок зависит не только от инфляционных ожиданий. В еще большей степени он обусловлен фундаментальными факторами, связанными с фискально-бюджетной дисциплиной. В определенный момент баланс спроса и предложения на рынке госдолга США может измениться, ставки могут резко развернуться вверх. Именно в связи с этим большую опасность представляет достижение "точки невозврата", за которой включится механизм самопроизвольного увеличения госдолга: из-за растущих ставок обслуживание долга будет все более дорогим, это потребует новых заимствований, а новые эмиссии долговых обязательств, вызывая еще большее смещение баланса на рынке, потребуют дальнейшего роста процентных ставок. Говоря о последствиях этого процесса, многие аналитики приводят в качестве аналогии период 1985-1987 годов, когда в схожих условиях курс доллара упал на 40%, а цена на золото выросла на 76%.
Курс евро опускался до уровня 1,0665 доллара, поднявшись 12 февраля до отметки 1,0758. Промышленное производство в декабре сократилось в Германии на 2,6% (-1,6% за весь 2002 год) и на 1,7% во Франции. Отметим также снижение профицита торгового баланса в Германии в декабре (с 12 до 8 млрд евро), что может быть обусловлено высоким курсом единой валюты.
Курс швейцарского франка опускался до 1,3749 за доллар (самый низкий уровень за три недели). Снижению спроса на франки способствовало заявление посла Ирака в ООН о том, что его страна будет делать все, чтобы избежать войны.
Курс фунта стерлингов опустился к уровню 1,6130 доллара. На падении продолжает сказываться решение Банка Англии о снижении ставок до 48-летнего минимума на предыдущей неделе.
Курс иены опускался с 119,57 до 121,75 за доллар (сильный уровень поддержки), стабилизировавшись у отметки 121,30.
Несмотря на рост курса доллара, основные фондовые индексы США с 6 по 12 февраля снизились: Dow Jones - на 2,2%, S&P-500 - на 2,3%, NASDAQ - на 1,8%. Акции продолжают оставаться переоцененными. Так, среднее отношение капитализации компаний, входящих в состав индекса S&P-500, к текущим прибылям находится вблизи исторических максимумов на уровне 29, то есть в два раза превышает многолетнюю норму. Некоторые аналитики указывают на дивергенцию среднесрочных трендов на фондовом и валютном рынках, наблюдающуюся с конца ноября 2002 года, которая не может быть устойчивой. Многие инструменты технического анализа также указывают на вероятность новой мощной волны обвала котировок.
После достижения на предыдущей неделе максимума за шесть с половиной лет цена на золото вошла в стадию резкой коррекции. Начавшись с фиксации прибыли многими игроками, коррекция вызвала срабатывание стоп-ордеров и закрытие большого числа длинных позиций, что привело к усилению давления на цену. В результате 12 февраля стоимость апрельского фьючерса составила на момент закрытия Нью-Йоркской товарной биржи 353 доллара за тройскую унцию (минус 38 долларов по сравнению с максимумом). На наш взгляд, падение цен вряд ли окажется долгосрочным, поскольку никаких фундаментальных оснований для перелома восходящего ценового тренда не наблюдается.
Этот тезис косвенно подтверждается и развитием ситуации на рынке нефти. Цены на нефть (мартовский фьючерс) подскочили 12 февраля в Нью-Йорке до 26-месячного максимума - 35,77 доллара за баррель.
При подготовке рубрики использовались данные информационного агентства "МФД-Инфоцентр"