Проект четырех президентов

Тема недели
Москва, 03.03.2003
«Эксперт» №8 (362)
Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия сделали еще одну попытку создать на постсоветском пространстве эффективное межгосударственное объединение. Однако политическая воля к интеграции должна быть подкреплена заинтересованностью бизнеса и чиновников

Собравшись в Москве по ностальгическому поводу - отметить день рождения Красной Армии, - руководители России, Украины, Белоруссии и Казахстана подписали соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП), институциональным проявлением которого станет Организация региональной интеграции (ОРИ).

Между тем на просторах бывшего СССР функционирует целый ряд межгосударственных объединений - СНГ, ГУУАМ, ЕвразЭС, Союзное государство Белоруссии и России, Центральноазиатская организация сотрудничества. И ни одну из этих организаций нельзя назвать успешно работающей. Причина банальна - любые интеграционные проекты в СНГ рушатся из-за отсутствия кровно заинтересованных в их развитии физических и юридических лиц в странах-участницах, прежде всего в самой России. Любой из этих масштабных геополитических замыслов оказывается бессильным перед хозяином какого-нибудь свечного заводика, который материально простимулирует чиновника из национального правительства на введение заградительных пошлин по отношению к продукции "стратегического партнера".

Далеко не факт, что ОРИ окажется счастливым исключением. Ясно одно: России необходимо срочно определяться в отношении стран СНГ, если она хочет сохранить свои позиции безусловного регионального лидера.

Зона Кучмы

Несмотря на то что именно Россия традиционно считается вдохновителем реинтеграции постсоветского пространства, история говорит скорее об обратном. Как правило, интеграционные идеи предлагали Кремлю бывшие "младшие братья", а в Кремле их одобряли. Так было в 1996 году, когда Александр Лукашенко пробил идею союза двух государств со всеми вытекающими для себя преференциями. Так было в 2000 году, когда Нурсултан Назарбаев предложил преобразовать Таможенный союз в Евразийский. Так, по сути, произошло и на этот раз.

Только теперь основным провайдером выступил президент Украины Леонид Кучма. В 90-е годы Леонид Данилович более чем скептически относился к любым интеграционным процессам в СНГ и даже пытался создать в пику России свой блок - ГУУАМ. Но с тех пор ситуация изменилась. У Кучмы и его окружения резко ухудшились отношения с Западом, от ГУУАМа никакой пользы, а перспективы интеграции в ЕС, провозглашенной стратегической целью государства, остаются крайне туманными. В итоге Киев решил отложить "европейский выбор" до лучших времен и заняться обустройством рынков сбыта для своих товаров на пространстве СНГ. Правда, вступать в уже существующие организации типа ЕвразЭС Киев не захотел. Более приемлемым ему виделось инициирование собственного проекта, что позволило бы с самого начала иметь определяющее влияние на функционирование новой структуры.

Став главой СНГ, Леонид Кучма первым делом раскритиковал ЕвразЭС. По его мнению, в союзе поставили телегу впереди лошади - решили параллельно создавать Зону свободной торговли и Таможенный союз. В итоге ни то ни другое толком не функционирует. "За много лет деклараций по поводу Таможенного союза, ЕвразЭС и упорного согласования к пятидесяти процентам оказавшихся изнач

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (362) 3 марта 2003
    Евразийская интеграция
    Содержание:
    Проект четырех президентов

    Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия сделали еще одну попытку создать на постсоветском пространстве эффективное межгосударственное объединение. Однако политическая воля к интеграции должна быть подкреплена заинтересованностью бизнеса и чиновников

    Экономика и финансы
    Реклама