Бирс: от свободы к отставке

10 марта 2003, 00:00

Помощник госсекретаря США по общественной дипломатии Шарлотта Бирс подала в отставку "по состоянию здоровья". Увольнение Бирс, которая занималась пропагандой американских ценностей в мусульманских странах, фактически означает одно: Америка признает, что провалила информационную кампанию против Ирака.

Г-жа Бирс - редкая женщина, сумевшая побыть председателем сразу двух крупнейших рекламных мировых агентств, J. Walter Thompson и Ogilvy & Mather, была нанята Колином Пауэллом после 11 сентября для создания позитивного имиджа Соединенных Штатов в арабских странах. Она была инициатором издания книги "Ирак: от страха к свободе", которая о войне 1991 года в Персидском заливе многое умалчивала, а многие факты откровенно перевирала.

В рамках "общественной дипломатии" были созданы и знаменитые "Лондонские ворота" (London Gate) - специальное учреждение для согласованной между США и Великобританией частичной выдачи информации западным журналистам.

Наиболее известный проект Шарлотты Бирс - рекламная кампания "Общие ценности" стоимостью в 15 млн долларов, шедшая на телевидении в арабских странах в период Рамадана (ноябрь-декабрь). В роликах американцы-мусульмане признавались, что лучшей страны, чем США, нет. Второй этап кампании предполагал, что герои роликов поедут в страны, где их уже знают, и ответят на вопросы, волнующие мусульман.

Однако кампания оказалась неэффективной (чтобы это понять, не нужны даже специальные измерения), и летом этого года совет по международным отношениям раскритиковал "общественную дипломатию". Провал эксперты связывают с тем, что руки у известной рекламщицы с Мэдисон-авеню оказались связанными из-за ее официального статуса - Бирс постоянно приходилось учитывать пожелания всех министерств и структур, что не могло не сказаться на качестве работы.