На прошлой неделе министр финансов Великобритании Гордон Браун призвал Евросоюз ускорить экономические реформы. "В странах еврозоны, где на национальном уровне уже отсутствует возможность управлять курсом валют и процентной ставкой, все большее значение приобретает гибкость рынка труда, товаров и капиталов", - заявил Браун. По сути, глава британского финансового ведомства призвал к демонтажу оставшихся барьеров на пути интеграции европейских экономик.
Стремление Великобритании в очередной раз поторопить своих континентальных коллег с либерализацией национальных экономик не случайна. Дело в том, что Лондон находится в крайне щекотливой ситуации. С одной стороны, британская экономика довольно плотно интегрирована в экономическую систему ЕС, с другой - до сих пор не сделан один из главных шагов - введение единой с Евросоюзом денежной единицы, евро. Принятие же евро в качестве валюты вместо британского фунта в сложившейся ситуации не вполне выгодно. Лондон потеряет возможность проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, а в условиях относительно слабой открытости экономик стран еврозоны и зарегулированности финансовых рынков в континентальной Европе Великобритания не сможет должным образом воспользоваться преимуществами единой валюты. При этом Лондон наметил себе весьма жесткие сроки: в течение следующих шести месяцев правительство должно решить, готова ли Великобритания присоединиться к зоне евро. За вступление в еврозону открыто выступает премьер-министр Тони Блэр. Однако, по данным социологических опросов, большинство британцев против.
Министр финансов Гордон Браун - второй человек по степени влияния в правительстве Великобритании после премьер-министра - традиционно слывет одним из наиболее последовательных евроскептиков. И это при том, что именно его министерство должно подготовить Великобританию к введению евро. По словам наблюдателей, с "Брауном очень трудно договориться". Министр финансов относится к социал-демократическому крылу Лейбористской партии, тогда как Блэр - лидер социал-либералов. По слухам, Браун не слишком готов к сотрудничеству с "проевропейски" настроенным премьером.
Однако аналитики все же отмечают, что в последнее время в позиции главы британского минфина наметился "позитивный" сдвиг. Наиболее интенсивно прослеживается сближение позиций европейцев с Францией и Германией. В общем-то, это неудивительно, поскольку Париж и Берлин в последнее время сами стремятся сломать внутриевропейские барьеры, чтобы увеличить степень своего влияния в Евросоюзе. В частности, Великобритания, Германия и Франция в конце февраля на встрече министров финансов стран ЕС призвали к смягчению правил госзаимствований, однако не были поддержаны коллегами из других стран.