Новые пути российской нефти

Русский бизнес
Москва, 07.04.2003
«Эксперт» №13 (367)
Для того чтобы в полной мере использовать свои нефтяные ресурсы, Россия должна строить новые трубопроводы. Делать это необходимо исходя не только из чисто экономических расчетов

В апреле-мае российское правительство должно определить свою позицию по двум важнейшим экспортным трубопроводным проектам: Западная Сибирь-Мурманск и Ангарск-Дальний Восток. Строительство новых нефтепроводов в последнее время приобрело для России особое значение - она второй в мире экспортер после Саудовской Аравии. Согласно большинству прогнозов, в ближайшие годы Россия станет экспортером номер один. И для нее принципиально важно развивать транспортную инфраструктуру, чтобы обеспечить выход растущим объемам добываемой нефти на мировой рынок. Дело в том, что пока Россия слишком зависит от европейского рынка - на него приходится около 80% российского нефтяного экспорта. И несмотря на огромные объемы экспорта, влияние российских нефтяников на мировой рынок нефти непропорционально мало, поскольку у них нет возможности гибко реагировать на изменения спроса на других региональных рынках (вообще-то в последние годы возможностей для этого было немало).

Существует два основных проекта нефтепроводов. Во-первых, Мурманская трубопроводная система (МТС) для транспортировки нефти из Западной Сибири и далее танкерами, прежде всего, в США. Во-вторых, два конкурирующих проекта трубопроводов из Ангарска на китайский Дацин и из Ангарска в порт Находка для дальнейшей транспортировки нефти по морю в Японию, Южную Корею, КНР и США. С МТС ситуация достаточно определенная: хотя вокруг этого проекта существуют разногласия между государственной "Транснефтью" и частными компаниями, он коммерчески весьма привлекателен и почти наверняка будет реализован (решение, судя по всему, будет принято уже в апреле).

Куда более запутанная ситуация сложилась вокруг восточных трубопроводов Ангарск-Дацин и Ангарск-Находка. Запасы нефти в Восточной Сибири невелики, для окупаемости одновременно двух проектов их, похоже, недостаточно. Более запутаны и взаимоотношения субъектов - все еще не ясно, кто из компаний будет контролировать восточно-сибирские месторождения, а значит, не ясно, чей голос при выборе маршрутов транспортировки окажется более весомым. Не стоит забывать, что решение в пользу того или иного трубопровода - это наполовину выбор политический, связанный с определением стратегии России в Северо-Восточной Азии. Именно поэтому это решение не может быть принято на основе одних лишь экономических расчетов. Политическая же логика говорит за то, что строить необходимо оба трубопровода, поскольку это максимально отвечает российским интересам.

На Запад

На данный момент единственным основным рынком для России является европейский. Доля импортной российской нефти в европейском потреблении энергоресурсов довольно значительна - 15-20%. Но вряд ли позиции России в этом регионе будут укрепляться. С одной стороны, спрос на импортную нефть в Европе будет расти, поскольку будут сокращаться объемы добычи на шельфе Северного моря из-за истощения месторождений. С другой стороны, появится сдерживающий фактор: в этом году вступят в действие нормы ЕС по диверсификации источников энергоресурсов. Россия

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (367) 7 апреля 2003
    Съезд партии власти
    Содержание:
    Партия всего хорошего

    На своем съезде "Единая Россия" провозгласила идеологию гражданской солидарности и обещала создать систему перераспределения доходов в интересах большинства. Тем самым она позиционировала себя как вполне левая социал-демократическая партия

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Реклама