Мнение эксперта

Спецвыпуск
Москва, 12.05.2003
«Эксперт» №17 (371)
Основные положения статьи на примере развития своей компании комментирует заместитель генерального директора и финансовый директор РОСНО Михаил Хабаров

Рост рентабельности деятельности. РОСНО второй год подряд показывает одну из самых высоких прибылей в страховании. Связано это в основном с тем, что мы наращиваем собственный капитал, к чему я вижу две предпосылки. Во-первых, мы хотим увеличить долю собственного удержания принимаемых рисков, а во-вторых, обеспечить рост финансовой устойчивости. Так, уже в этом году фактический размер собственного капитала РОСНО составил одну и четыре десятых миллиарда рублей, что вдвое выше нормативной величины, рассчитанной исходя из объемов нашей деятельности. Существуют два пути получения прибыли. Имущественное страхование как было прибыльным, так и продолжает таковым оставаться. Кроме того, в отличие от большинства других страховщиков у нас есть реальный инвестиционный доход - четыреста восемь и четыре десятых миллиона рублей, что более чем в четыре раза превышает показатель две тысячи первого года. По сути, мы становимся реальным внутренним институциональным инвестором. Мы продолжаем тесно работать с банками, но сейчас активизировали работу и с корпоративными облигациями, и с инвестированием в реальные проекты.

Зависимость страховщиков от отдельных крупных клиентов. РОСНО уже несколько лет позиционируется как универсальная компания, не привязанная к какому-либо олигархическому холдингу. Ни один клиент не приносит более трех процентов нашего бизнеса. В то же время именно на крупных корпоративных клиентов приходится в сумме около восьмидесяти процентов этого бизнеса. Сегодня ситуация меняется: сегмент малых и средних предприятий - самый быстрорастущий.

Низкий уровень выплат по имущественному страхованию. Есть у нас клиент - крупное предприятие. Отличный клиент с точки зрения убыточности - год, отличный клиент - два года. И вдруг в этом году - четыре с половиной миллиона долларов выплата. Мы, естественно, выплатили. Если бы пару лет назад этот клиент ушел от нас, то кто бы выиграл? В этом специфика рынка. А в целом низкий уровень выплат по рынку - это болезнь его недостаточного развития. Когда страхование имущества будет лучше распределено по крупным, средним и малым клиентам, вот тогда уровень выплат и поднимется. Дело в том, что сейчас по этому виду у страховщиков нет статистики, а есть крупные выплаты, которые сразу выводят в "красную зону". Чем меньше портфель, тем более яркие "выбросы". Так что наличие большой клиентской базы очень важно с точки зрения устойчивости страховой компании.

Рост спроса на корпоративное страхование. Для многих клиентов страхование становится бюджетной строкой, и поэтому они подходят к страхованию не как к единичной сделке, а как к части стратегии по снижению рисков. У крупных корпоративных клиентов - ТНК, ЮКОСа, РАО ЕЭС и еще у нескольких десятков - такой подход уже сформировался.

Сотрудничество с клиентами-инофирмами. По автострахованию, медицинскому страхованию иностранные компании, находящиеся в РФ, как правило, работают с российскими страховщиками. В страховании имущества есть разные подходы. Но мы в этом смысле имеем конкуре

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (371) 12 мая 2003
    Корпоративные займы
    Содержание:
    Уже перебор

    Российские компании рвались на международные рынки заимствований напрасно. Едва им стали давать приличные деньги, Минфин немедленно увидел в этом угрозу для бюджета, рубля и России в целом. Он хочет вернуть "дезертиров" и развить внутренний рынок займов. Рынок озабочен одним - какие будут методы

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама