Мнение эксперта

12 мая 2003, 00:00

Основные положения статьи на примере развития своей компании комментирует заместитель генерального директора и финансовый директор РОСНО Михаил Хабаров

Рост рентабельности деятельности. РОСНО второй год подряд показывает одну из самых высоких прибылей в страховании. Связано это в основном с тем, что мы наращиваем собственный капитал, к чему я вижу две предпосылки. Во-первых, мы хотим увеличить долю собственного удержания принимаемых рисков, а во-вторых, обеспечить рост финансовой устойчивости. Так, уже в этом году фактический размер собственного капитала РОСНО составил одну и четыре десятых миллиарда рублей, что вдвое выше нормативной величины, рассчитанной исходя из объемов нашей деятельности. Существуют два пути получения прибыли. Имущественное страхование как было прибыльным, так и продолжает таковым оставаться. Кроме того, в отличие от большинства других страховщиков у нас есть реальный инвестиционный доход - четыреста восемь и четыре десятых миллиона рублей, что более чем в четыре раза превышает показатель две тысячи первого года. По сути, мы становимся реальным внутренним институциональным инвестором. Мы продолжаем тесно работать с банками, но сейчас активизировали работу и с корпоративными облигациями, и с инвестированием в реальные проекты.

Зависимость страховщиков от отдельных крупных клиентов. РОСНО уже несколько лет позиционируется как универсальная компания, не привязанная к какому-либо олигархическому холдингу. Ни один клиент не приносит более трех процентов нашего бизнеса. В то же время именно на крупных корпоративных клиентов приходится в сумме около восьмидесяти процентов этого бизнеса. Сегодня ситуация меняется: сегмент малых и средних предприятий - самый быстрорастущий.

Низкий уровень выплат по имущественному страхованию. Есть у нас клиент - крупное предприятие. Отличный клиент с точки зрения убыточности - год, отличный клиент - два года. И вдруг в этом году - четыре с половиной миллиона долларов выплата. Мы, естественно, выплатили. Если бы пару лет назад этот клиент ушел от нас, то кто бы выиграл? В этом специфика рынка. А в целом низкий уровень выплат по рынку - это болезнь его недостаточного развития. Когда страхование имущества будет лучше распределено по крупным, средним и малым клиентам, вот тогда уровень выплат и поднимется. Дело в том, что сейчас по этому виду у страховщиков нет статистики, а есть крупные выплаты, которые сразу выводят в "красную зону". Чем меньше портфель, тем более яркие "выбросы". Так что наличие большой клиентской базы очень важно с точки зрения устойчивости страховой компании.

Рост спроса на корпоративное страхование. Для многих клиентов страхование становится бюджетной строкой, и поэтому они подходят к страхованию не как к единичной сделке, а как к части стратегии по снижению рисков. У крупных корпоративных клиентов - ТНК, ЮКОСа, РАО ЕЭС и еще у нескольких десятков - такой подход уже сформировался.

Сотрудничество с клиентами-инофирмами. По автострахованию, медицинскому страхованию иностранные компании, находящиеся в РФ, как правило, работают с российскими страховщиками. В страховании имущества есть разные подходы. Но мы в этом смысле имеем конкурентное преимущество. Наша облигаторная перестраховочная защита в две тысячи втором году точно была лучшей на рынке, и именно поэтому многие компании предпочитали работать с нами. Кроме того, для иностранцев очень хорошей дополнительной гарантией является наш акционер - Allianz. Безусловно, Allianz очень помогает нам и при размещении рисков за рубежом, гарантируя другим перестраховщикам, что у РОСНО правильная финансовая политика. Благодаря этому нам удалось добиться оптимальной цены по перестрахованию, а значит, мы смогли предложить своим клиентам лучшие, чем у других компаний, цены.

Реструктуризация управления бизнесом. В управлении нашей компанией активно участвует Allianz. Представитель группы является членом правления РОСНО. Кроме того, есть большая группа по интеграции - двадцать с лишним человек, которые работают по каждому из направлений: финансам, информационным технологиям, продажам и созданию продуктов. Наши специалисты объехали всю Европу. Также приезжают сюда и иностранные специалисты. Это очень эффективно, особенно опыт Восточной Европы. Плюс есть большая эффективность, связанная с передовыми финансовыми технологиями, которые сюда привез Allianz. Например, система контроля за инвестициями. Мы внимательно проанализировали пассивы и инвестируем средства примерно на тех же условиях, с теми же временными и валютными рисками, которые соответствуют структуре резервов. Это и менеджмент, и IT, и актуарные расчеты - целая система.

С точки зрения IT-технологий, уверен, мы опережаем все российские страховые компании на несколько лет. Не могу сказать, что мы полностью всем удовлетворены. Продолжаем совершенствоваться, но в целом очень много сделано и по корпоративной информационной системе, и по системе бюджетирования, и по региональной финансовой корпоративно-информационной системе, и по внедрению Oracle.

Сокращение расходов на ведение дела. В две тысячи втором году мы взяли за идеологию сокращение расходов компании. Для меня это - одна из основных задач. Естественно, не очень популярная в компании. Но на финансовом рынке, где конкуренция обостряется, а рентабельность падает, контроль за расходами - одно из главных конкурентных преимуществ. Мы начинали с того, что все сопротивлялись, а закончили тем, что каждый менеджер понимает: клиент ему не платит таких денег, чтобы столько тратить. Расходы реально снизились, причем достаточно сильно. Это сложно - и сокращение персонала, и оптимизация бизнес-процессов. Но надо понимать, что сокращение расходов без повышения уровня автоматизации невозможно. А автоматизация невозможна без оптимизации бизнес-процессов.

Международные стандарты отчетности. Мы считаем, что переход на МСФО является очень важным для российского рынка. С одной стороны, страхованию вскоре потребуются большие инвестиции - и на региональное развитие, и на страхование жизни. А привлекать капитал проще на западном рынке. Как только мы дорастем до оборота в полмиллиарда долларов, вопрос привлечения евробондов встанет очень остро. Через несколько лет будет настоящий бум: все крупные компании пойдут на международные финансовые рынки. Кто будет иметь большую историю подготовки МСФО, тот пойдет первым и получит конкурентное преимущество за счет большего инвестиционного ресурса.

С другой стороны, введение международных стандартов важно и внутри страны. Клиенты наконец получат возможность корректно сравнивать компании друг с другом. Только за счет этого страховой рынок выиграет. Уверен, что часть компаний, причем весьма известных, не имеет реальных страховых резервов. Резервы проедаются, такой подход напоминает "пирамиду". Чем быстрее это поймут клиенты, тем больше выиграют компании, серьезно относящиеся к страховому бизнесу.