Беспокойное хозяйство

Русский бизнес
Москва, 07.07.2003
«Эксперт» №25 (379)
Коммерческая эффективность росзагранбанков вызывает большие сомнения. Тем не менее круг претендентов на владение этими структурами неуклонно расширяется

Намечавшееся на 1 июля рассмотрение Национальным банковским советом (НБС) вопроса о сроках и механизмах выхода Банка России из капиталов росзагранбанков не состоялось. Теперь наиболее вероятной датой обсуждения этого вопроса называют середину месяца, хотя и это вызывает большие сомнения, поскольку судьба наших загранбанков зависит от позиций различных инстанций, причем не только российских.

Остроты ситуации добавляет то, что в борьбу за росзагранбанки вступил мощный зарубежный игрок. Во второй половине июня Международная финансовая корпорация (IFC) объявила о предоставлении кредитов Евробанку и Moscow Narodny Bank (MNB) - по 100 млн долларов на пять лет - и Внешторгбанку в размере 200 млн долларов на семь лет. Кредит предусматривает возможность конвертации в акции банков, и, если такая конвертация произойдет, IFC может получить контрольный пакет в Евробанке и блокирующий - в MNB.

Трудно избавиться от впечатления, что кредиты приурочены к заседанию Национального банковского совета. Это заставило нас присмотреться к ситуации вокруг росзагранбанков повнимательнее.

Советские финполпреды

Основы системы государственных коммерческих загранбанков были заложены еще в 20-е годы прошлого века. Главной их задачей было обеспечивать расчеты по советским внешнеторговым контрактам. К моменту распада СССР система государственных кредитных организаций, созданных на территории иностранных государств, включала в себя пять банков: Banque Commerciale pour L`Europe de Paris (Евробанк, Париж), Moscow Narodny Bank (MNB, Лондон), Ost-West Handelsbank (Франкфурт-на-Майне), Donau Bank (Вена), East West United Bank (Люксембург).

В последние годы существования СССР все загранбанки входили в систему Внешэкономбанка (ВЭБ). Однако поcле 1991 года ВЭБ де-факто стал банкротом, в связи с чем на свет появилось постановление президиума Верховного совета РФ от 13 января 1992 года N2172-1 "О Банке внешнеэкономической деятельности СССР", которое предписывало "уставный, резервный фонды Внешэкономбанка СССР, а также здания, сооружения и иное его имущество считать находящимися в ведении Центрального банка РФ". Так, вопреки всем правилам и мировым традициям, российский Центробанк стал владельцем системы коммерческих заграничных банков.

Перетряска отечественной экономики привела к существенному изменению функций росзагранбанков: теперь они не только обслуживали внешнеторговые операции, но и они начали выдавать кредиты отечественным предприятиям, выступать в качестве посредника при привлечении инвестиций в проекты на территории России. Однако одной из важнейших задач росзагранбанков было, как деликатно выражаются специалисты, "использование преимуществ росзагранбанков для целевого воздействия на российский валютно-кредитный рынок и рынок ценных бумаг и опосредованного кредитования бюджета". А проще говоря - скупка российских государственных долговых бумаг для поддержания их высоких котировок.

Результаты, достигнутые росзагранбанками в рыночных условиях, не впечатляют: в 1992 году их суммарные

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (379) 7 июля 2003
    Свобода и демократия в россии
    Содержание:
    Давно забытое старое

    Многие думали, что такой "беспредел", как нынешняя атака на ЮКОС, в России уже невозможен. Зря они так думали. Страна описала петлю во времени

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Русский бизнес
    Реклама