Правовое поле раскрутит рынок

11 августа 2003, 00:00

Игорь Бычковский, директор Института экономики ЖКХ:

- Налоги, за счет которых до сих пор в значительной мере субсидируется ЖКХ, платит и владелец квартиры на Ленинградском проспекте, и житель провинциального города или села, у которого из коммунальных удобств только колодец и туалет во дворе. Вот почему надо думать не только о том, как субсидировать жителя хорошей квартиры в Москве, но и о том, как обеспечить человеку, имеющему недостаточный уровень благоустройства, все виды комфортного проживания, которых он достоин, с учетом экономического развития страны. Сейчас в России две трети жилья приватизировано, в больших городах еще больше. А раз две трети муниципального жилищного фонда приватизировано, то, строго говоря, муниципальным его уже называть нельзя. Теперь вся эта совокупность жильцов стала собственниками. Но что дальше? Приватизация ведь проводилась не только для оживления вторичного рынка и упорядочения его, но и для того, чтобы обеспечить эффективное управление жилищным фондом. А этого не произошло. И потому, в частности, что индивидуальный собственник жилья не организован и не может принимать участия в управлении собственностью.

Сейчас на предприятиях ЖКХ около 180 миллиардов рублей долга. Инструмента погашения этих долгов, к сожалению, пока нет. Принципиально наша правовая база предполагает, что это вина предприятия-производителя, который не может с потребителя получить деньги, поэтому списать такие долги (их называют безнадежными) оно может только из своей прибыли, то есть предприятие еще и налог должно заплатить с прибыли. Когда речь идет о производстве тракторов, понятно, что можно говорить о плохой работе сбытовой структуры. Но когда идет речь о ЖКХ, где, как мы знаем, заведомо три-пять процентов потребителей никогда платить не будут, видимо, должен быть другой механизм, чтобы не наказывать предприятие.

Я уже сказал о рынке услуг по эксплуатации жилья. Значительно сложнее создать рынок в таких сферах, как, скажем, водопровод или другие составляющие коммунальной инфраструктуры, которая стала в основном муниципальной.

Существует несколько вариантов управления инфраструктурой ЖКХ частными компаниями. Начиная от самого мягкого - доверительного управления и кончая таким достаточно жестким проникновением в этот бизнес, как режим концессии. И некоторые зарубежные фирмы уже ищут подходы к нашему рынку. Та же Suez, которая работает в 120 странах мира. Но я думаю, что мы не должны оглядываться только на зарубежные компании. Сейчас идет активный процесс формирования и в России подобных структур. Однако и для доверительного управления, и для концессии в ЖКХ не хватает правовой базы. Можно быть уверенным, что как только будет создано соответствующее правовое поле, так сразу начнет резко расти предложение на этом рынке.