Мятежный консерватор

Ольга Власова
8 сентября 2003, 00:00

Пэт Бьюкенен написал книгу о последствиях политической и культурной революции, пережитой Соединенными Штатами в девяностые годы. Это шокирующий рассказ об Америке, которой мы не знаем

Бывший советник двух американских президентов, а ныне свободный философ Патрик Бьюкенен назвал свою последнюю книгу "Смерть Запада". Бьюкенен ставит диагноз. Цивилизация - основа современного общества - умирает, и смертельным недугом, ее поразившим, оказалась левая либеральная идея - двигатель развития современного мира на протяжении последних двух столетий. Философия либерализма так глубоко внедрилась в современное западное общество, что даже нынешние правые, такие как Джордж Буш и Жак Ширак, - скорее, умеренные либералы, чем консерваторы. И их приход к власти не меняет общего курса западной цивилизации, стремительно приближающейся к своему концу.

Америка, возникшая как воплощение идеи свободного развития общества и рынка и ставшая форпостом либерализма, достигла фантастических результатов, оставив далеко позади Старый Свет. Однако доведя христианскую идею свободы выбора до логического конца, американская политическая машина начала постепенно освобождаться и от основ собственной цивилизации. "Мы предпринимаем исключительно смелую попытку, - пишет Бьюкенен. - Подобно Люциферу и Адаму, западный человек решил, что он может ослушаться Бога безо всяких последствий и сам стать Богом. Отвергая христианство, западный человек словно говорит: 'С помощью биологии и медицины мы поняли, как не допустить зарождения жизни, как продлить жизнь, как создать жизнь, как клонировать ее. Мы узнали, как с помощью военных технологий выигрывать войны, не теряя ни единого солдата. С помощью монетарной финансовой политики мы научились предотвращать экономические кризисы. Скоро мы выясним, как предотвращать рецессии. Глобальная экономика сулит процветание всем людям на планете благодаря свободному рынку и свободной торговле. Глобальная демократия принесет нам всеобщий мир, вместо национальных правительств у нас появится мировое правительство. Господь был отличным инструктором, но теперь мы научились обходится без него. Дальше пойдем сами'".

Христианские ценности, на которых основан западный мир, были заменены на "общечеловеческие ценности" плюс свободный рынок. Дехристианизация, пресловутый мультикультурализм и политкорректность, в свою очередь, привели к тому, что западная цивилизация перестала быть "пассионарной" и воспроизводить себя. А чтобы экономическая система продолжала работать, место неродившихся американских и европейских детей пришлось предоставить цветным иммигрантам. Если тридцать лет назад в Америке проживало 9 млн некоренного населения, то сейчас число легальных иммигрантов достигло 30 млн, нелегальных - 11 млн, при этом ежегодно в Америку прибывает еще по 1,5 млн переселенцев. И если раньше это в основном были европейцы, то теперь подавляющее большинство иммигрантов африканцы и азиаты. "Неуправляемая иммиграция грозит уничтожить страну, в которой мы выросли, и превратить Америку в хаотическое скопление народов, не имеющих фактически ничего общего между собой. Среди наших сограждан крепнет ощущение, что страна распадается на этнические группы", - предостерегает Бьюкенен.

Америка больше не способна "переплавлять" эти разноязыкие цветные массы, делая из них американцев. Часто и у самих прибывающих нет желания расставаться со своей национальной культурой. Они поселяются замкнутыми общинами, внутри которых продолжают жить по законам и говорить на языке своей родной страны. На юго-западе Америки, ближе к мексиканской границе, концентрация латинос настолько высока, что всерьез обсуждается возможность введения второго государственного языка - испанского. "Крупнейший американский штат трансформируется в штат 'третьего мира': каждый год Калифорнию покидает сотня тысяч англосаксов, азиатское население штата возросло за десять лет на 42%, а 43% всех нынешних калифорнийцев моложе 18 лет испаноязычны по рождению. Никто пока не знает, во что это выльется, однако Калифорния может потребовать признания ее 'уникальной' испанской культуры вплоть до отделения".

Для внешних зрителей современная Америка все еще представляет собой единый организм, поступательно развивающийся на протяжении целого ряда десятилетий. В этой стране не происходило трагического слома системы, свержения старых идеалов и "перестройки", сопровождающихся экономическим кризисом и разрухой. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что в Америке произошел серьезный идеологический слом. "Совсем недавно мы пережили культурную революцию, в результате которой господствующие высоты заняла новая элита, - говорит Бьюкенен. - Теперь миллионы людей ощущают себя чужаками в собственной стране. Они отворачиваются от масс-культуры с ее культом животного секса и гедонистических ценностей. Они видят, как артефакты славного прошлого исчезают из музеев и заменяются чем-то уродливым, абстрактным, антиамериканским, как книги, запомнившиеся им с раннего детства, покидают школьную программу, как низвергаются привычные, унаследованные от поколений предков моральные ценности - как умирает взрастившая этих людей культура вместе со страной, в которой они росли".

Бьюкенен считает, что спасти Америку и Запад еще можно. Для этого к власти должны прийти настоящие консерваторы. Они должны вернуть стране христианскую идеологию, запретить массовую цветную иммиграцию и создать такую социальную атмосферу, при которой американские женщины вновь захотят иметь детей. "Для победы необходимы не только консервативный дух, стремление защищать традиционные ценности Америки и Запада, но и дух контрреволюционный, желание отвоевать утраченные территории. Дабы отстоять право жить так, как им хочется, отцам-основателям пришлось стать мятежниками. И мы должны последовать их примеру".

*Патрик Дж. Бьюкенен был советником президентов Никсона и Рейгана, баллотировался на пост президента в 1992-м и 1996 году. Сейчас возглавляет патриотическое движение The American Cause, собирающее под свои знамена американцев, обеспокоенных судьбами современной Америки.