Динамика
Если в целом крупный бизнес сейчас стал более инертным, то об отдельных его представителях этого сказать нельзя.
По итогам 2001 года в качестве лидеров рейтинга по динамике развития выступали крупнейшие компании отраслей, ориентированных преимущественно на внутренний спрос. В 2002-м же году свои позиции удержали только те из них, чей сбыт напрямую зависит от спроса населения: пищевая и табачная промышленность (график 1).
Другой тип быстрорастущих компаний - те, кто смог воспользоваться благоприятной ценовой конъюнктурой на мировых рынках. Прежде всего это нефтяная (рост экспорта более чем на 7,5% при увеличении внутреннего потребления на 3%) и газовая (3,5% и 1,7%) промышленности. Сходная ситуация сложилась в черной металлургии. Вследствие смягчения условий поставки продукции отрасли в США и ряд других стран-импортеров, а также из-за роста цен на нее как на внешнем, так и на внутреннем рынке, выручка компаний отрасли существенно увеличилась.
Впрочем, мировые рынки благоприятствовали не всем. Хотя крупнейшие компании цветной металлургии несколько улучшили свое положение (рост реализации на 3,7%, однако не следует забывать, что в прошлом году вообще имела место отрицательная динамика), отрасль в смысле динамики находится на одном из последних мест. Высокий удельный вес экспорта (от 75 до 90% в зависимости от продукта) на фоне формирующегося со второй половины 2002 года избытка предложения и снижения цен на цветные металлы на мировом рынке сделал свое дело.
Лидеры машиностроительной индустрии замедлились в своем развитии по сравнению с 2001 годом более чем вдвое. Характерно, что достаточно высокие темпы роста были обеспечены в первую очередь в тех секторах отрасли, где удалось сохранить экспортный потенциал или инвестиционный спрос: ВПК, энергетическое и транспортное машиностроение. Здесь следует отметить такие факторы, как экспортные поставки продукции военного назначения, а также оборудования для электростанций, в первую очередь в Китай и Индию, существенный рост гособоронзаказа, резкое увеличение спроса на оборудование для отечественной электроэнергетики (в частности, на паровые турбины).
Прибыль и рентабельность
Прибыльность крупного бизнеса снижается второй год подряд, причем ускоряющимися темпами. В этом году суммарный объем балансовой прибыли компаний "Эксперт-200" составил 764,7 млрд рублей. Снижение по сравнению с прошлым годом - 10,8% (4,7% годом ранее). Но если в 2001 году основным фактором снижения прибыли стало падение мировых цен на энергоносители и продукцию металлургии, то сейчас причины не столь однозначны.
На результатах крупных нефтегазовых компаний сказалось в основном усиление налоговой нагрузки вследствие введения налога на добычу полезных ископаемых и рост транспортных расходов. В итоге они потеряли 4,3% прибыли относительно прошлого года. И это на фоне благоприятной ценовой конъюнктуры. В цветной же металлургии снижение массы прибыли более чем на 63% обусловлено в первую очередь именно снижением мировых цен на продукцию отрасли. В электроэнергетическом секторе балансовая прибыль сократилась почти на две трети, а в угольной - практически вдвое. Единственной отраслью сырьевого сектора, увеличившей объем прибыли, по результатам рейтинга стала черная металлургия (рост на 36,8%).
В прошлогоднем рейтинге был зафиксирован рост прибыли компаний обрабатывающих отраслей. Однако продолжения он не получил. Так, суммарная балансовая прибыль крупнейших машиностроительных предприятий сократилась на 10%. А продемонстрировавшая годом ранее двукратное увеличение этого показателя пищевая промышленность ныне довольствуется лишь пятипроцентным приростом.
Прошлогодние фигуранты двадцатки наиболее прибыльных российских компаний, компании машиностроения и пищевой промышленности, хотя и несколько сдали позиции, но сохранили свое присутствие. Более того, в число лидеров вновь пробился ТВЭЛ - единственный представитель машиностроителей в позапрошлом году. Еще один новичок в данной номинации "Филип Моррис Ижора" - лидер последних двух лет по производительности труда.
Несмотря на снижение абсолютных показателей, крупная промышленность по-прежнему более рентабельна, чем средний бизнес. Средняя рентабельность (исчислялась как отношение прибыли после налогообложения к объему реализации) компаний "Эксперт-200" составила 12,9% против 7,2% в среднем по промышленности (то есть в 1,8 раза больше). Более того, на общем фоне снижения рентабельности крупный бизнес теряет эффективность почти в полтора раза медленнее, чем промышленность в целом.
Выигрыш в рентабельности крупных компаний перед средними наблюдается практически во всех отраслях, однако особенно он заметен в химической промышленности (более чем вдвое) и машиностроении (в 1,9 раза).
Наиболее рентабельными среди участников рейтинга остаются нефтегазовые предприятия. А ЮКОС, например, признан Fortune одной из наиболее рентабельных компаний в мире.
Один из лидеров прошлогоднего рейтинга по росту рентабельности - машиностроение - в этом году выглядит не столь впечатляюще, на треть сократив ее уровень (график 2). Причем если раньше среди ведущих компаний доминировали представители ВПК, имеющие крупные экспортные контракты, то в этом году преобладают предприятия транспортного и энергетического машиностроения. Это "Метровагонмаш", НПО "Сатурн", помимо авиационного двигателестроения специализирующееся на производстве энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, ТВЭЛ (тепловыделяющие элементы для АЭС), "Стинол" (бытовая техника).
Производительность труда
Производительность труда в крупном бизнесе быстро растет. В среднем по рейтингу она достигла 1205 тыс. рублей (38,4 тыс. долларов) на одного работника, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 17,5% в рублевом и на 9,1% - в долларовом исчислении, а рост наблюдался в подавляющем большинстве отраслей (график 3). При этом прошлогоднее полуторное превосходство крупного бизнеса над средним по производительности труда сохраняется.
Среди двадцати наиболее производительных компаний традиционно доминируют табачные и пищевые, в этом году - по семь и шесть соответственно . Лидерство второй год подряд сохраняет представитель табачной промышленности "Филип Моррис Ижора". Машиностроительные компании уже не первый год сокращают присутствие в двадцатке. Остался единственный представитель отрасли - старожил номинации "Петербург продактс интернешнл".
Комплексная эффективность
Традиционно используемая для анализа положения промышленных отраслей (представлены крупнейшими компаниями) картинка, по аналогии с бостонской матрицей выстроенная в координатах темпы роста-рентабельность, показывает: прошлогодний прогноз относительно возвращения в "звездный" сегмент (динамичное развитие на фоне высокой рентабельности) нефтегазовой промышленности оправдался (график 4).
Даже в не очень удачные для нефтянки годы мало кто мог соперничать с ней по рентабельности. Поэтому неудивительно, что в относительно благополучный для нее период большинство других отраслей оказываются задвинуты в сектор "собак" (темпы роста и рентабельность ниже среднего уровня). Время от времени определенную конкуренцию нефтянке в плане эффективности составляла еще какая-либо экспорториентированная сырьевая отрасль (обычно цветная металлургия). Сейчас ситуация изменилась. Впервые не сырьевая и ориентированная на внутреннее потребление отрасль не только присутствует в "звездном" сегменте, но и существенно превосходит нефтянку и по динамике, и по рентабельности. Это табачная промышленность.
"Лошади" (динамичные, но не очень рентабельные сферы производства) также представлены более широко, чем это обычно бывает в успешные для нефтегазового сектора периоды (например, в 2001 году). Сейчас их три против одной два года назад.
А вот прошлогодние опасения относительно химической промышленности оправдались. Отрасль прочно обосновалась среди "собак".