Великая рутина

Культура
Москва, 13.10.2003
«Эксперт» №38 (391)

Открывшаяся на прошлой неделе в Музее архитектуры выставка "Вся живопись из гостиницы 'Москва'" - очередной эпизод затянувшейся панихиды по гостинице, которую московские власти решили снести, чтобы затем возвести вновь "лучше прежнего". Построенная в 30-е годы по проекту А. В. Щусева, Л. И. Савельева, О. А. Страпана, "Москва" (или гостиница Моссовета, как она называлась в те годы) рушится, а вместе с ней гибнут, портятся, исчезают неведомо куда гипсовые и мозаичные плафоны, керамика, светильники и та самая живопись. Картины, которые директор музея Давид Саркисян со своими сотрудниками успел вынести из обреченного здания, и занимают теперь стены нескольких залов музея.

На выставке голова идет кругом от несметных натюрмортов, "букетов сирени", пейзажей типа "лесная (проселочная, деревенская, горная) дорога", умилительных сценок советской жизни и прочего рядового наследия соцреализма. Там есть картины очень плохие (их большинство), гадкие (советская патетика), озадачивающие (копии с западноевропейских художников), неплохие (считанные пейзажи). Если бы эта живописная масса не была по преимуществу столь бездарна, возможно, зрители восприняли бы выставленные холсты как фрагменты "тоталитарного космоса" или осколки "великой утопии", как любят говорить кураторы выставок соцреалистического искусства.

На самом деле вместо ужасов сталинизма в голове возникает совсем другое. Вот Петр Кончаловский десятый, двадцатый, сотый раз выдавливает из тюбика сиреневую краску для очередного букета этой самой сирени, который ("да чтоб он провалился") стал не пойми с чего советским хитом. Вот безымянный халтурщик, который по репродукциям с Айвазовского пишет морские просторы и сам видит, что они не похожи ни на Айвазовского, ни на сами просторы. Вот Николай Терпсихоров, автор знаменитого "Первого лозунга Октября" (раньше был в учебниках "Родная речь") воспевает труд узбекских женщин под портретом Ильича и радуется, что хоть так можно насладиться восточным колоритом. Вместо "великой утопии" в музее в этот раз воскресла великая рутина.

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (391) 13 октября 2003
    Нобелевские премии
    Содержание:
    Главное - придумать эффектик

    Ток, текущий по проводнику без сопротивления при комнатной температуре, - голубая мечта нобелевского лауреата Виталия Гинзбурга

    Международный бизнес
    Без рубрики
    Реклама