Искушение однообразием

Экономика и финансы
Москва, 27.10.2003
«Эксперт» №40 (393)
Попытки сделать местное самоуправление частью вертикали публичной власти в условиях России с ее пространствами, разнообразием экономических и социально-культурных условий обречены на провал

Разграничение полномочий между центром, регионами и местным самоуправлением затрагивает интересы всего населения страны. От того, насколько будут сбалансированы ресурсы и ответственность, зависят не только должностные обязанности различных чиновников, но и уменьшение административных барьеров на пути развития малого бизнеса, а еще шире - возможность обустроить жизнь в каждом конкретном российском городе и поселке по воле и разуму их жителей, а не по предписаниям сверху.

За прошедшие шесть лет доходы местных бюджетов уменьшились на 23-25%. Доля местных налогов в структуре доходов местных бюджетов за 1999-2002 годы резко сократилась (с 13 до 5%), что свидетельствует о снижении уровня фискальной автономии муниципалитетов. Структура расходов муниципалитетов почти полностью предопределяется федеральными законодательными актами. Это свидетельствует об отсутствии свободы в принятии решений по объемам и структуре предоставляемых бюджетных услуг у органов местного самоуправления.

Существующие социальные обязательства значительно превышают возможности консолидированного бюджета Российской Федерации. По оценкам Минфина России, общий объем обязательств территориальных бюджетов составляет 3,1 трлн рублей, а средства для их выполнения, включая финансовую помощь, - 2,1 трлн рублей. Преодолеть этот разрыв можно двумя способами: вначале сокращать нефинансируемые обязательства, а затем проводить разграничение полномочий, либо разграничивать полномочия таким образом, чтобы дефицит был распределен между уровнями государственной системы и местным самоуправлением. Реформа межбюджетных отношений пошла по второму пути.

Новый закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятый Госдумой в конце сентября, основывается на детальном регулировании федеральным законодателем всех сторон муниципальной жизни и вопросов местного значения (список последних был сокращен и стал закрытым, причем исключены были такие принципиальные для местных сообществ вопросы, как занятость и социальная поддержка населения). Хотя у закона есть несомненные достоинства, например меры по оздоровлению муниципальных финансов - финансирование исполнения государственных полномочий только за счет субвенций (которое вряд ли удастся реализовать на практике), переход к установлению ставок и/или нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов на долговременной основе, самостоятельность в определении оплаты труда муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений), они не компенсируют главного риска - снижения разнообразия.

Сегодня все споры вокруг реформы местного самоуправления в итоге сводятся к одному главному вопросу: можно ли в Москве придумать, как обустроить жизнь в сибирской деревне? Сторонники закона считают, что можно и нужно - во имя защиты прав человека, во имя обеспечения определенного минимума общественных благ на всей территории страны. Критики убеждены, что попытки сделать местное самоуправление частью вертикали публи

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (393) 27 октября 2003
    Азиатский вояж Путина
    Содержание:
    Пожар в Лилипутии

    Россия становится главным посредником во всех глобальных спорах. Остается извлечь из этого хоть какую-нибудь пользу

    Наука и технологии
    Реклама