Небольшая статья "Показательное декларирование", опубликованная в N39 "Эксперта", вызвала дискуссию на форуме нашего журнала. Это и неудивительно. Ведь тема и одна из самых животрепещущих, и одна из самых мутных и непрозрачных - таможня. Примечательно, что в обсуждении этой темы на сайте только один участник подписался под своей репликой, да и то вымышленным именем.
Тем не менее в нашей редакции сначала не было единого мнения, надо ли вообще писать такую заметку. Ведь очередные проблемы на таможне - будь то у импортеров техники, мебели, парфюмерии или элитных часов - стали уже фактически рядовым событием в жизни российского бизнеса. Но описанный в статье случай, касающийся торговцев бытовой техники, электроники, мобильных телефонов, был не совсем обычный. Таможня вдруг перевела новые жесткие требования по декларированию из ранга рекомендательных в ранг обязательных. Но проблемы возникли не у всех. У большинства крупных импортеров - "Эльдорадо", "М.видео", "Мир", "Русская игра", "Бонанза", по их словам, все было в порядке. А вот другие игроки, помельче, не смогли моментально исполнить приказ. Воцарился дефицит на электронных рынках, где продажи идут успешнее, чем в торговых сетях. "Скорее, интересы крупных розничных сетей совпадают с личным интересом отдельных чиновников ГТК..." - такой вывод сделал один из незарегистрированных посетителей форума.
Читатели разделились: одни были за рынки, другие - за магазины. "Люди идут на рынки в первую очередь не из-за цен, а из-за лучшего обслуживания и более знающих продавцов; соответственно, обучить продавцов и повысить качество обслуживания гораздо сложнее, нежели договориться (и поделиться) с чиновниками", - отмечает сохранивший инкогнито читатель. "Мне реакция 'М.видео' понятна. Техника сертифицирована, магазины построены, склады есть, реклама по ТВ идет, а бизнес уходит на рынки, потому что там жулики, - противоречит ему другой не назвавший себя пользователь. - У жуликов тоже конкуренция, поэтому они и доставку развивают, и сервис, и проч. Только налогов не платят. Так какой цивилизации мы хотим?"
Честно говоря, мне не совсем понравился ни тон (обвинения в жульничестве львиной доли торговцев), ни суть дискуссии. Недобросовестная конкуренция, сговор с чиновниками, неумение ГТК просчитать последствия своих мер хотя бы на неделю вперед - все это воспринималось как само собой разумеющееся.
"Почему моя компания, которая выполняет все требования закона по сертификации продукции, по уплате таможенных пошлин, по созданию сервисной сети и проч., должна страдать от 'серого' бизнеса по пять долларов за килограмм? Почему я должен по гарантии обслуживать ввезенные 'всерую' товары?" - вопрошает один из читателей. А вот почему. Пока предприниматели видят реальную возможность ввозить товар по более дешевой цене, они будут это делать. Будут, пока риски, связанные с 'серыми' схемами, не превысят выгоду, которую она приносит. По мнению некоторых импортеров, ни новый Таможенный кодекс, который должен вступить в силу с 1 января, ни более жестокие приказы ГТК не смогут переломить ситуацию. Останется еще и порочный механизм взимания НДС, и толпы коррумпированных чиновников и правоохранительных органов, которым "белая" жизнь крайне невыгодна.
"Вместо бандитской конкуренции должна быть добросовестная, рыночная конкуренция", - декларирует Реформатор Владимир. Это, конечно, абсолютно правильное заявление, но мало реализуемое в ближайшей перспективе. Поэтому - до новой встречи на таможне.
Елена Рыцарева