Новая инерция

Наталья Архангельская
10 ноября 2003, 00:00

Резкий слом сложившегося в верхах соотношения сил ровно за месяц до парламентских выборов вряд ли сможет сильно повлиять на их результаты

Седьмого ноября парламентская избирательная кампания выходит на финишную прямую, и на сей раз это происходит в абсолютно нештатной политической ситуации. Политологи заговорили об окончательном провале "инерционного" сценария, поскольку резкая смена декораций наверху была спровоцирована именно фактором выборов - как думских, так и президентских.

Позиционная война между "старокремлевцами" и отпочковавшейся от них в последние годы группировкой Касьянова-Ходорковского-Абрамовича с одной стороны и питерскими "силовиками" - с другой, вылившись с арестом главы ЮКОСа в горячую фазу, на первый взгляд принесла победу последним. Обострив ситуацию до крайности, они вынудили Путина принять отставку Александра Волошина, очень похожую на ультиматум. Таким образом, формальные признаки поражения "семейных" налицо - группировка обезглавлена, а президент, оставив роль арбитра, фактически встал на сторону конкурентов. Однако если урон, понесенный старой элитой, вполне осязаем, то победа "силовиков", в сущности, виртуальная, поскольку она не материализовалась в реальные рычаги власти. Ключевые посты в администрации президента достались другим людям - Дмитрию Медведеву и Дмитрию Козаку, тоже выходцам из северной столицы, но не имеющим отношения к "силовому" центру влияния. Складывается впечатление, что Путин воспользовался схваткой противоборствующих группировок, чтобы расчистить поляну, которую может занять некая третья сила.

Логика его действий понятна: президент, освободившись от влияния одного клана, заложником которого он был фактически первые три года своего мандата, не хочет связывать себя с другим, ничуть не менее агрессивным. К тому же члены "силовой" команды, считающиеся ближайшим окружением президента, за прошедшее время проявили себя столь нетехнологичными игроками, что своими действиями часто наносили ему прямой ущерб. Последний пример из этого ряда - отмена инициированных замглавы администрации президента Виктором Ивановым поправок в Закон о гражданстве.

Путину, как представляется, в принципе претит клановая структура власти. Интроверт-"критик" по своему психотипу, он предпочитает принимать все ответственные решения самостоятельно, не терпит ни опеки, ни давления. Когда элитные группировки ставили ему ультиматумы, они должны были понимать, что он не мог поддержать ни тех ни других. Сложившаяся ситуация, при всей ее запутанности, дает шанс выстроить новую политическую систему, новые правила игры. Или новую систему сдержек и противовесов, поскольку старая элитная группировка на пути к распаду, а за ней могут последовать и "силовики". В случае, если их интересы разойдутся с интересами президента, а признаки такого расхождения уже есть.

Однако сегодня, когда до выборов остался месяц, все политические силы пока остаются на сцене. Все они имеют свои интересы в Думе, каждая выставила на парламентскую гонку своих игроков и будет стараться любыми средствами нарастить свой ресурс.

Слуга трех господ

Безусловный фаворит гонки на сегодняшний день - "Единая Россия": за влияние в ней боролись все три вышеупомянутых центра силы. По оценкам ВЦИОМ-А, на конец октября она оторвалась от КПРФ на семь пунктов (см. таблицу). Несмотря на то что в руководстве партии преобладают питерские (секретарь генсовета - Валерий Богомолов, предисполкома - Юрий Волков, политический лидер - Борис Грызлов), в списках их интересы представлены слабее всего. Это прежде всего заслуга ушедшего в отставку Александра Волошина и его заместителя Владислава Суркова, отстаивавших интересы "старокремлевцев" и группы Касьянова-Ходорковского-Абрамовича. Любопытно при этом, что в конечном итоге представителей этой группы в списках ЕР, как утверждают эксперты, оказалось чуть ли не вдвое больше, чем ставленников ельцинской "семьи". Эти обстоятельства и определят пафос борьбы, которая развернется в ближайший месяц вокруг парламентской судьбы партии власти. А поскольку переписывать партсписки заново уже поздно, то у оппонентов ЕР, "силовиков", остается один маневр - топить всю партию. А сделать это проще всего посредством надувания ее конкурентов - Народной партии Райкова, "Родины" Глазьева-Рогозина и прочей мелочевки.

Некое брожение началось и внутри самой структуры, руководство которой, как было сказано, принадлежит к питерско-силовому клану. Вычищен из списков один из самых активных бойцов ЮКОСа в бюджетном комитете ГД Владимир Дубов, причем сделано это было, как утверждают анонимные источники в ЕР, с нарушением всех и всяческих правил и процедур. По информации из тех же источников, после выборов планируется "избиение" волошинских и сурковских кадров уже в самом аппарате партии, которая должна полностью перейти под контроль "чекистов", с тем чтобы обеспечить триумфальное восхождение Путина ко второму президентскому сроку.

Хаос и разборки внутри ЕР накануне выборов, неизбежные после ухода главного архитектора ее победы, могут негативно повлиять на результаты выборов. Во всяком случае, оживление среди малых партий, способных откусить у ЕР кусочки электората - каждая понемногу (в среде политтехнологов их называют "грызунами"), уже началось.

Однако эта неприятность может быть сполна компенсирована другим обстоятельством. "Силовики", надо отдать им должное, выбрали исключительно удачный момент для своей атаки на ЮКОС - предвыборный период. Осадить их и взять под защиту олигархов Путин, даже если бы и хотел, накануне собственных выборов не может. Он вынужден учитывать настроения электората, до трех четвертей которого, по оценкам социологов, одобряют арест Михаила Ходорковского. Правда, среди этого контингента много сторонников компартии, которые вряд ли будут голосовать за Путина, либеральные демократы Владимира Жириновского, а также маргинальная часть электората, игнорирующая выборы в принципе. И все же принимать этот фактор в расчет президенту придется. Более того, есть даже версия - весьма, впрочем, экстравагантная, - согласно которой ВВП ввязался в историю с ЮКОСом именно для того, чтобы резко повысить свой рейтинг и выиграть без проблем в первом туре. Поскольку второй тур - это неизбежная торговля и новые обязательства, а следовательно - путы на его ногах.

Мастер-класс внутрипартийной демократии

Ноздря в ноздрю с ЕР к выборам подходят и коммунисты: усилия АП по минимизации результатов КПРФ посредством запуска на электоральное поле "грызунов" особым успехом не увенчались. Напротив, часть мелких хищников, в частности глазьевская "Родина", оказалась опаснее для ЕР, чем для компартии, которая по-прежнему царит в левой части спектра. По оценкам политологов, если бы не случилось кризиса вокруг ЮКОСа, то КПРФ могла бы собрать до 40%, оставив ЕР позади себя пунктов на пять-шесть.

Но сложившаяся ситуация, скорее всего, ударит как раз по коммунистам - конкурентам просто ничего не остается, как перехватывать у них левые лозунги: проверка итогов приватизации, наезд на олигархов и так далее. В этой идеологической неразберихе коммунистам, в поисках новой идентичности, приходится брать на вооружение несвойственный им правозащитный пафос вроде неких, весьма, впрочем, осторожных, выступлений в защиту опального олигарха. Эти аккуратные маневры были, однако, тут же замечены правыми, которые приветствовали новые лозунги своих извечных оппонентов, назвав их позицию "достойной", а компартию - "силой сопротивления полицейскому государству".

Эти право-левые пассы, вполне в стиле неувядаемого Бориса Абрамовича, дали повод для разговоров о возможности формирования в будущей Думе некоего блока либералов с коммунистами. Идеологи КПРФ такую перспективу решительно отметают, не исключая, однако, возможности неких ситуативных союзов, на которые КПРФ как истинно демократическая и открытая новым веяниям структура вполне может пойти.

Слова о демократизме внутреннего устройства КПРФ следует воспринимать без всякой иронии - есть множество доказательств тому, что партия, корни которой уходят в самый недемократичный в нашей стране режим, оказавшись в оппозиции, была вынуждена цивилизоваться, и той же ЕР, как и либералам, есть чему у нее сегодня поучиться. Во всяком случае, вопрос о том, кого поставить в список, а кого пустить по округу - бизнесмена Семигина или пролетария Шандыбина, - решался голосованием на съезде, а не тайным вычеркиванием неугодного в кабинетной тиши, вдали от глаз широких партийных масс. И был решен, кстати, в пользу бизнесмена, что тоже симптоматично.

Тут надо признать, что на демократизацию партийной жизни коммунистов толкает нужда: ярких лидеров нет, партия теряет свою привлекательность даже для пожилого электората, поскольку все более явно заигрывает с властью и олигархами, к чему, в свою очередь, ее также толкают обстоятельства: жить на поступающие от пенсионеров партвзносы она не может.

В этом контексте уже не кажется абсолютно неправдоподобной описанная СМИ история о якобы имевшем место обсуждении руководством КПРФ возможности выдвижения кандидатом в президенты главы ЮКОСа - одного из спонсоров компартии. Другое дело, что обсуждение обсуждением, но в реальности на такой шаг КПРФ вряд ли отважилась бы, потому что следующим шагом должен был стать ее самороспуск. Хотя такой выбор для оппозиционной партии был бы, безусловно, логичным: Ходорковский сегодня выступает в роли главного борца с режимом. Следовательно, кто не с ним - тот по другую сторону баррикад.

Заступники олигархов

Самый большой навар со скандала вокруг ЮКОСа может снять Союз правых сил, являющийся, по признанию одного из его лидеров Егора Гайдара, партией крупного капитала. Ему, как говорится, и карты в руки. Бизнес-сообщество напугано, это бесспорно. На открытые выступления в защиту Ходорковского оно не отваживается, но в кабину для голосования каждый заходит в одиночку, и тайна выбора гарантирована. Так что здесь вполне логично ожидать мобилизации как минимум ядерного электората СПС. Кроме того, к сторонникам правых может примкнуть также мелкий и средний бизнес, который не меньше крупняка обеспокоен атаками на нефтяного гиганта (если уж его так прессуют, то что же могут сделать со мной?).

Несмотря на эти козыри, до сих пор кампания правых шла ни шатко ни валко: кроме нападок на "Яблоко", выдержанных в исключительно дурном вкусе, внимания к себе она ничем не привлекла. Кроме того, по мере продвижения гонки к финалу становится ясно, что с вхождением в списки Анатолия Чубайса правые сделали ошибку: им следовало либо вообще не вытаскивать его из тени, либо без обиняков ставить первым номером - лицом партии. Сегодня же первая тройка выглядит двусмысленно, особенно если учесть, что ходят слухи, будто Борис Немцов, не сработавшись с Альфредом Кохом и Анатолием Чубайсом, вынашивал планы покинуть СПС еще до выборов.

Известно, что до катаклизмов с отставкой Волошина Немцов имел с ним несколько встреч, а также наведался к Борису Березовскому, чье тело обретается в Лондоне, но душой и сердцем он на родине. Некоторые СМИ утверждали, что БАБ сманивал Немцова в свою "Либеральную Россию", но после отказа в ее регистрации стал строить планы о внедрении лидера правых в АП. Так это или нет, сказать трудно, но есть ощущение, что избирательная кампания СПС не очень интересует Немцова - это бросалось в глаза во время вялых выступлений лидера СПС по предвыборной повестке дня.

А вот у "Яблока" ситуация с падением Ходорковского весьма осложнилась: лукавство его идейной платформы стало очевидным. Партия, последовательно выступающая за демонтаж олигархического режима, буквально кормится с руки крупнейшего олигарха. Если бы сторонники Явлинского взглянули на него не с позиций слепой веры, а призвали бы на помощь разум и логику, это противоречие они заметили бы раньше. Сегодня же оно просто вопиет, что в разговорах не для протокола признают и члены руководства партии. В ответ на заточение их спонсора в "Матросскую тишину" "яблочники" высказали намерение внести в Госдуму поправку в УК, запрещающую заключение под стражу за экономические преступления, не связанные с убийством и нанесением вреда личности, а также блок законов, легитимизирующих приватизационные сделки, предусматривающих налоговую амнистию, обеспечивающих прозрачное финансирование политических партий и противодействующих коррупции. Остается вопрос: что мешало сделать это раньше? Впрочем, если бы закон о прозрачности финансирования политических партий уже действовал, "Яблоко" вряд ли получило бы в свое распоряжение роскошный трехэтажный особняк на Пятницкой улице: пришлось бы объяснять, откуда на них свалилось такое счастье.

Комплекс этих обстоятельств, возможно, сделает Явлинского более сговорчивым, и в будущей Думе появится наконец долгожданный либеральный блок. Во всяком случае, очередное китайское предложение об объединении, на днях сделанное "Яблоку" от правых устами Чубайса, не было, как обычно, отметено им с порога.

"Грызуны" - крупные и помельче

Среди новобранцев более или менее серьезными эксперты считают шансы Народной партии Геннадия Райкова - детища "силовиков", взращенного ими в качестве конкурента ЕР. По партийным спискам "народники" вряд ли добьются успеха, но они идут третьими после "заединщиков" и коммунистов по своим возможностям в одномандатных округах: напомним, что НП поначалу включала в себя львиную долю депутатов группы "Регионы России", сплошь состоящей из одномандатников. Мажоритарный потенциал НП в начале кампании оценивался в 50-60 мандатов, а это серьезная сила.

Есть основания полагать, что это первый эпизод, где столкнулись электоральные интересы Путина и "силовиков". Президенту нужно большинство в парламенте, и он сделал ставку на ЕР. Следовательно, конкурент ЕР должен быть максимально ослаблен, и Путин делает шаг в этом направлении: при всем своем нежелании связывать себя с какой-то партией он идет на съезд "медведей" и зачитывает свое партии власти приветствие с его трибуны. Шаг по сути враждебный интересам "чекистов": именно после съезда наблюдатели отметили резкий отток наиболее перспективных кандидатов из НП в ЕР. Сегодня в одномандатных округах у "народников" осталось не более двадцати-тридцати штыков, но до выборов еще месяц, и они могут резко активизировать кампанию. Тем более что Волошина, перекрывавшего им доступ на голубой экран, в Кремле больше нет.

И наконец, история с глазьевско-рогозинской "Родиной", которую можно заносить в учебники политического менеджмента в качестве примера изящно задуманной и виртуозно исполненной двухходовки с двумя убитыми зайцами в активе. Двуединой целью АП при создании блока было оттягивание поелику возможно ярких фигур от КПРФ и "слив" Сергея Глазьева как потенциального конкурента Путину на президентских выборах. "Вилка" удалась. В списках "Родины" оказался запертым ряд известных левых лидеров, из которых коммунисты особенно сожалеют о генерале Варенникове. Блок появился на свет с большим шумом, произвел впечатление, политологи предрекали ему от 15 до 20%, что было бы вполне возможно, если бы такая цель стояла.

Но цель была другая. Сразу после регистрации списков АП остановила финансирование блока, который сегодня перебивается с хлеба на квас. Бесплатная реклама, как всякая уравниловка, не очень эффективна, а на платную денег нет. Как пожаловался в личной беседе один из известных лидеров "Родины", "у Глазьева проблемы с 'картинкой' нет - он нужен Кремлю как пятая колонна в стане красных. Когда он их якобы расшатает, тогда нам дадут пинка под зад, а он с чистой совестью уйдет куда-нибудь губернатором". Скорее всего, так и будет. Проходной барьер "Родина" не преодолеет, Глазьев в лучшем случае попадет в Думу по одномандатному округу. Жизнь одномандатника уныла и бесприютна: если тебя и пригреет какая-нибудь фракция или группа, то хорошего места она тебе в любом случае не даст. Вот тут и пожалеешь, что расплевался с коммунистами: какие уж в такой ситуации президентские амбиции!

Сухой остаток

Суммируя сказанное, можно констатировать, что особых неожиданностей через месяц ждать не следует: исходный партийный состав Думы будет примерно таким же, что и нынешний. Расклад политических сил сменился, но до голосования осталось слишком мало времени - резко перестроиться на финишной прямой вряд ли кому-то удастся.

Другое дело, что, уже избравшись, депутатский корпус может "потечь" - в зависимости от политического пейзажа, который нарисуется к тому моменту. Эта вероятность очень велика: каков будет к тому времени набор центров силы и их соотношение - такова будет и новая конфигурация нижней палаты. В особенности это относится к партии власти и прочим номенклатурным структурам. Но, как показывает практика, эрозии подвержены даже такие, казалось бы, слабо реагирующие на влияние извне субъекты внутриполитического процесса, как КПРФ. Известно ведь, что Путин лично уговорил Жореса Алферова не соглашаться на место в первой тройке партсписка компартии, и Нобелевский лауреат из уважения к президенту послушно отъехал на пятое. Теперь коммунисты с трепетом ждут чего-то подобного от Николая Кондратенко, найденного на замену дезертировавшему Алферову. Его преемник на посту руководителя Краснодарского края Александр Ткачев - в списках ЕР. А оба кубанца работают в тесной связке.