Пока нефтяные бароны дремлют

Наука и технологии
Москва, 19.01.2004
«Эксперт» №2 (403)
Новосибирские ученые придумали, как из любой нефти, даже самой "грязной", получать супертопливо. И обойдется это во много раз дешевле, чем на самом современном НПЗ

"Вы сами-то понимаете, что вы сделали?! Теперь - либо вас убить, либо всю нефтепереработку перелопатить..." - так отреагировали крупные игроки нефтеперерабатывающей отрасли, когда узнали о новой технологии, разработанной два года назад учеными из новосибирского Института катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения РАН. "По-новосибирски" нефть в отличие от традиционного многоступенчатого процесса перерабатывается за одну стадию. На выходе получаются высокооктановый бензин и высококачественное дизельное топливо, которые удовлетворяют даже ужесточенным экологическим стандартам, недавно введенным в Европе. Но главное - производство отменного топлива по новой технологии обходится в разы дешевле, чем по классической.

Скажем прямо, Институт катализа - учреждение для отечественной академический системы нетипичное. За всю историю его существования здесь удовлетворением "чистого любопытства" почти не занимались - ученые в своих исследованиях, как правило, ориентировались на нужды реального сектора, поэтому практически все сделанные в институте разработки находили своих потребителей. Новая, одностадийная технология переработки нефти исключением не стала. На втором Конкурсе русских инноваций, который проводит наш журнал, новосибирское ноу-хау получило премию Британского совета и уже внедряется на предприятиях.

Только светлые фракции

Сразу оговоримся, что речь пойдет только о светлых фракциях нефти (углеводородных соединениях, выкипающих из нефти до 360oС), из которых получают бензин и дизельное топливо - мазута касаться не будем.

По традиционной технологии, после первичной разгонки нефти бензиновая, керосиновая и дизельная фракции дальше перерабатываются каждая по своей схеме. Так, один из вариантов переработки бензиновой фракции в высокооктановый бензин включает гидроочистку (на этой стадии происходит очистка от серы и азота), риформинг и алкилирование. Дизельная фракция прежде чем превратиться в то, что мы называем зимним дизельным топливом, подвергается гидроочистке и депарафинизации.

Такая длинная разветвленная цепочка нефтепереработки сформировалась постепенно, по мере того как совершенствовалась техника, требовавшая все более качественного топлива. Фактически каждое новое поколение технических средств заставляло нефтепереработчиков достраивать новое звено, что удлиняло и усложняло цепочку.

На протяжении более чем ста лет существования классической технологии все фракции нефти преобразовывались отдельно друг от друга, каждая на своем катализаторе: например, для риформинга используются платиновые катализаторы, для гидроочистки - кобальт-молибденовые, для депарафинизации - платиновые и палладиевые. Оптимизировать процесс, укоротив столь длинную цепочку, за это время пытались неоднократно, но всем новаторам мешал один стереотип: считалось, что перерабатывать несколько фракций вместе (то есть в одном реакторе и на одном катализаторе) невозможно сразу по трем причинам. Во-первых, в силу того, что более тяжелые фракции просто не будут преобразовываться

У партнеров

    «Эксперт»
    №2 (403) 19 января 2004
    Падение доллара
    Содержание:
    Опасное лекарство

    Слабость доллара должна помочь возобновлению устойчивого экономического роста в США. Однако для этого может потребоваться, чтобы доллар оставался дешевым в течение нескольких лет, что угрожает экономическому подъему в Европе

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Культура
    Реклама