Грузный рынок

Ирина Коробкова
8 марта 2004, 00:00

Экспортно-импортные перевозки застрахованы полностью. Рынок же внутренних перевозок почти пуст - на нем работать страховщикам куда сложнее

Рынок страхования грузоперевозок существует в России много лет. До недавних пор он пребывал в недоразвитом состоянии. Типовые экспортно-импортные операции не вызывали у страховщиков необходимости диверсифицировать предложение, а общее угнетенное состояние экономики не способствовало открытию новых ниш, особенно на рынке внутренних перевозок. Рост товарно-грузовых потоков, обусловленный общим экономическим подъемом и увеличением объемов импорта в последние два-три года, привел к тому, что возможности по предоставлению многих сопутствующих перевозке грузов страховых услуг перестали соответствовать запросам рынка.

Когда таможня дает добро

Львиная доля рынка страхования грузоперевозок приходится на экспортно-импортные операции. В 2003 году, по данным опроса страховщиков, проведенного рейтинговым агентством "Эксперт РА", впервые доля страхования импорта превысила страхование экспорта. По словам страховщиков, страхуется практически весь импорт в Россию. Повальное распространение страховой культуры среди импортеров объясняется просто: растаможка грузов, не обеспеченных страховым полисом, достаточно проблематична. На самом деле страхование ввозимых в страну грузов законодательно не закреплено, но, по словам импортеров, устоять перед требованиями таможенной службы невозможно. Это напоминает ситуацию в посольствах многих западных стран: страховка вроде бы и не обязательна, но без нее визу не дадут.

В прошлом году Министерство по антимонопольной политике (МАП) обратило внимание на ситуацию, созданную ОАО РЖД в Дальневосточном федеральном округе. Комсомольское и Владивостокское отделения Дальневосточной железной дороги принимали грузы к отправке только при условии заключения договора страхования со своей дочерней страховой компанией "ДальЖАСО".

Для удобства потенциальных страхователей многие страховщики открывают офисы в непосредственной близости от таможенных терминалов. Однако основные центры рынка страхования грузов, где сосредоточивается главный объем страховой премии, - это крупные города (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и проч.), которые являются получателями грузов. Импортеру, знакомому с требованиями таможни, проще и надежнее застраховать груз в знакомой ему компании в своем родном городе. Очевидно, что вероятность получить возмещение возрастает, если пользоваться услугами лидеров этого рынка (некоторые из них представлены в таблице 1). Именно на эти компании приходится львиная доля страховой премии рынка страхования грузоперевозок. Хотя департамент страхового надзора Минфина еще не опубликовал статистику сбора страховых премий по отдельным видам страхования в 2003 году, в ведущих компаниях говорят о росте премий в этом сегменте на 60-80% (в 2002 году объем рынка страхования грузоперевозок составил 13 млрд рублей).

Рынок транспортного страхования грузов, считает руководитель департамента страхования грузов и автомобильных перевозок Страхового дома ВСК Андрей Грецкий, более емкий, чем рынок страхования ответственности перевозчиков. Связано это с тем, что компаний, организующих отправку своих грузов, гораздо больше, нежели перевозчиков.

Грузы страхуются от риска гибели, повреждения или утраты, например в результате ДТП, пожара и хищения. В основном страхуют такие грузы, как пищевые продукты, потребительские товары, промышленное оборудование, компьютерная и бытовая техника. Тарифы страховых компаний рассчитываются в большей части случаев для договоров, предусматривающих покрытие ущерба по всем рискам (см. таблицу 1).

Размер же страховой премии при страховании ответственности перевозчика обычно составляет 1,5-2,5% от общей суммы фрахта за год и зависит от вида транспорта, способа перевозки и характера грузов, лимита ответственности за одну перевозку, перечня страховых рисков, среди которых могут быть гибель или повреждение груза, финансовые убытки страхователя, ответственность перед третьими лицами и дополнительные расходы страхователя.

Сложности страхования внутренних перевозок

Внутренний рынок не столь динамичен, как страхование экспортно-импортных грузоперевозок, несмотря на то что потенциал его огромен. В 2003 году внутренний грузооборот в России составил почти полтриллиона рублей, а застраховано от этого объема было не более 15%. Страховщики обвиняют в "неграмотности" грузоперевозчиков, которые не думают о возмещении стоимости груза "пока гром не грянет", а потенциальные страхователи - страховщиков, устанавливающих слишком высокие тарифы.

Перевозчики грузов, или экспедиторы, в принципе должны по закону отвечать за сохранность груза: это предусматривает международное и национальное законодательство. Но, по мнению директора департамента страхования грузов компании НАСТА Игоря Добрынина, практика показывает, что транспортная компания полностью компенсирует причиненный отправителю или получателю вред только если ее признают виновной в убытках по суду и у компании есть на счету деньги.

Еще один подводный камень внутреннего рынка страхования грузоперевозок - мошенничества. Схемы используются разные. Как рассказал Михаил Терещенко, руководитель управления страхования имущества и ответственности Национальной страховой группы, приходится сталкиваться с тем, что полис оформляется на фиктивную фирму, затем в правоохранительные органы поступает заявление о "хищении" груза, и страхователь обращается в страховую компанию за возмещением. Есть и схема кражи груза с помощью "липовых машин". В таких случаях вступают в сговор сразу несколько сторон: экспедитор, перевозчик и грузополучатель. И речь всегда идет о высоколиквидном грузе сродни бытовой электронике. Стоимость груза в одной фуре может достигать 250 тыс. евро. Серьезной методики проверки подобных случаев нет, а в гражданском законодательстве полно пробелов, ими-то мошенники и пользуются. Самостоятельно решить эту проблему страховщик не может.

Сократить риски помогает перестрахование, без которого в этом виде обойтись нельзя, ибо размеры страхового возмещения, как правило, очень высоки, а далеко не каждая страховая компания в России может оставить на собственном удержании несколько миллионов долларов. Риски передаются посредством страховых брокеров или напрямую крупнейшим международным перестраховщикам - Munich Re, General Cologne Re, SwissRe, Hannover Re, Scor.

Как отмечает Нелли Горягина, старший специалист управления страхования судов и грузов группы "Ренессанс Страхование", страхование грузов - краткосрочный вид, поэтому страховщики предпочитают облигаторные договоры (то есть договоры перестрахования всех или части рисков на заранее согласованных условиях. - "Эксперт").

Проблема транзита

Слабо развивается и потенциально гигантский сегмент транспортных перевозок - он мог бы стать солидным источником дохода всего государства. Вопреки мнению и. о. вице-премьера Владимира Яковлева, что Россия должна стать мощной транзитной державой, в том числе и за счет развития международных транспортных коридоров, транзит через Россию пока не растет. Пока менее 10% объема грузооборота в России приходится на транзитные грузоперевозки. В то же время в России существует четыре транспортных коридора, которые соединяют Европу и Азию и которыми с удовольствием воспользовались бы международные перевозчики.

Одно из условий развития транзита через Россию - снижение тарифов на перевозки. Хотя в МПС чиновники разных рангов утверждают, что железнодорожные перевозки по России обходятся дешевле и занимают меньше времени, чем перевозки аналогичных товаров морским путем по Суэцкому каналу, международные экспедиторы жалуются на слишком высокие тарифы. Так, компания Maersk, крупнейший международный перевозчик, не пользуется возможностью транзитных перевозок по нашей стране, ограничиваясь обеспечением импортно-экспортных операций.

Развитие международных перевозок по российским транспортным коридорам сдерживает и высокая рисковость движения грузов по стране. Статистические данные о произошедших на территории России авариях, злоумышленных действиях на транспорте показывают, что из года в год растет и число их, и ущерб от них. Самый популярный вид грузового транспорта в России - железные дороги. По данным РЖД, по ним перевозится около 80% всех грузов, а столь популярные на Западе перевозки автофурами используются у нас менее чем на 8%. На всей протяженности восточных железнодорожных путей трудно проконтролировать сохранность груза. При этом износ транспортных средств достаточно высок, что увеличивает риски перевозок по России. В то же время отечественные страховщики не очень-то стремятся взять под свою опеку транзитные перевозки: они предпочитают принимать на страхование груз от начала до конца. Если страховая компания "ведет" груз не с самого начала пути, то может возникнуть ситуация, когда ей придется отвечать за убыток, который был причинен грузу еще до ее "юрисдикции".