Крупнейшие европейские частные телекомпании - RTL, Mediaset, BskyB и другие - требуют от Еврокомиссии пересмотра правил господдержки общественных каналов. С 2001 года финансовая подпитка общественных каналов росла на 4,8% в год, что нарушило все правила конкуренции в отрасли, сетуют коммерческие вещатели. Это обращение далеко не единичный сигнал обострения борьбы между частными и общественными телекомпаниями в Европе. И на сей раз правда может оказаться на стороне коммерческих вещателей.
Поясним, что во многих европейских странах есть два вида вещателей. Если коммерческие живут только на рекламные доходы (платные телеканалы - на подписку), то общественные (они же в зависимости от страны - общественно-правовые, общественно-государственные и т. д.) кормит население. Каждый владелец зарегистрированного телеприемника обязан платить абонентскую плату, в среднем около 100 евро в год. В ряде стран общественным компаниям разрешено размещать рекламу, то есть комбинировать два источника доходов. Например, в Германии, где это делают оба общественных вещателя - ARD и ZDF, правда, с некоторыми ограничениями по времени.
По идее, получая такую солидную поддержку, общественные вещатели должны не гнаться за рейтингами, как коммерческие каналы, а "сеять разумное, доброе, вечное", содействуя становлению гражданского общества. В течение нескольких десятилетий с разными оговорками так оно и было. Однако в последние годы ситуация в корне меняется.
Новые лица
Главная причина перемен - на многие европейские рынки пришли зарубежные инвесторы. В Великобритании разместился австралиец (правильнее было бы сказать - американец, так как он давно принял подданство США, а теперь туда перебазируется его News Corp.) Руперт Мердок со своей BskyB. Ландшафт Германии изменился после банкротства крупнейшего телемагната страны Лео Кирха в 2002 году. Его наследство после долгих переговоров купил Хаим Сабан, голливудский предприниматель, сделавший состояние на детских телепрограммах. О нем уже заговорили как о новом европейском медиамагнате. Другие зарубежные игроки на телевизионном рынке Германии - бельгийский инвестиционный фонд Group Bruxelles Lambert и американские Walt Disney и Time Warner.
Все они активно лоббируют ограничение возможностей общественно-правовых станций. Например, на одной из конференций Сабан возмущался: "Почему коммерческие вещатели все вместе должны делить между собой четыре миллиарда евро рекламы, а общественно-правовые получают шесть миллиардов шестьсот миллионов от абонентов и к тому же имеют рекламные доходы?"
Потерянная роль
Новые владельцы коммерческих каналов проводят жесткую конкурентную политику. В результате стоимость производства телепрограмм постоянно растет, а интерес к общественным вещателям ощутимо падает почти по всей Европе. Чтобы выдерживать конкуренцию, общественные компании стараются снижать затраты за счет таких дорогих жанров, как новости. Экономят на документалистике и образовательных программах, то есть интересных для небольшой части аудитории, делая ставку на развлекательные. Качество серьезных передач резко упало. Так, на последнем вручении приза немецкого телевидения частные вещатели победили в 15 из 26 номинаций, в том числе в таких важных для репутации общественного ТВ, как "Лучший репортаж" и "Лучший ведущий новостей". В своем общественном ТВ усомнились даже британцы. Расследование показало, что покончивший с собой в ходе скандала вокруг иракской войны Дэвид Келли находился под сильным давлением со стороны журналиста BBC, по сути исказившего его слова. Теперь вся Британия задается вопросом: не был ли принцип свободы слова понят BBC превратно?
Программное наполнение общественных станций все сильнее сближается с коммерческими. Например, в Италии общественно-правовая RAI в течение долгого времени пыталась конкурировать с частными каналами, контролируемыми Mediaset Сильвио Берлускони. В итоге общественное и частное ТВ стало просто не отличить. Никакой аналитики, сплошные легкомысленные шоу и викторины с полуобнаженными красавицами. Берлускони как владельцу крупнейшей сети частных каналов и самому такой поворот событий не слишком нравится, а потому Mediaset тоже оказалась среди ходоков в Еврокомиссию.
Общественное ТВ загнано в ловушку. В условиях жесткой конкуренции единственный способ для него сохранить уровень - постоянно повышать абонентскую плату. Однако в ответ на очередное такое требование со стороны ARD и ZDF в Германии начались ожесточенные дебаты о том, имеет ли смысл вообще платить за общественно-правовое вещание.