Конец общественного ТВ?

Международный бизнес
Москва, 12.04.2004
«Эксперт» №14 (415)
Обострившаяся конкуренция между общественными и коммерческими вещателями в Европе связана со сближением их программных политик и приходом на рынок американских инвесторов

Крупнейшие европейские частные телекомпании - RTL, Mediaset, BskyB и другие - требуют от Еврокомиссии пересмотра правил господдержки общественных каналов. С 2001 года финансовая подпитка общественных каналов росла на 4,8% в год, что нарушило все правила конкуренции в отрасли, сетуют коммерческие вещатели. Это обращение далеко не единичный сигнал обострения борьбы между частными и общественными телекомпаниями в Европе. И на сей раз правда может оказаться на стороне коммерческих вещателей.

Поясним, что во многих европейских странах есть два вида вещателей. Если коммерческие живут только на рекламные доходы (платные телеканалы - на подписку), то общественные (они же в зависимости от страны - общественно-правовые, общественно-государственные и т. д.) кормит население. Каждый владелец зарегистрированного телеприемника обязан платить абонентскую плату, в среднем около 100 евро в год. В ряде стран общественным компаниям разрешено размещать рекламу, то есть комбинировать два источника доходов. Например, в Германии, где это делают оба общественных вещателя - ARD и ZDF, правда, с некоторыми ограничениями по времени.

По идее, получая такую солидную поддержку, общественные вещатели должны не гнаться за рейтингами, как коммерческие каналы, а "сеять разумное, доброе, вечное", содействуя становлению гражданского общества. В течение нескольких десятилетий с разными оговорками так оно и было. Однако в последние годы ситуация в корне меняется.

Новые лица

Главная причина перемен - на многие европейские рынки пришли зарубежные инвесторы. В Великобритании разместился австралиец (правильнее было бы сказать - американец, так как он давно принял подданство США, а теперь туда перебазируется его News Corp.) Руперт Мердок со своей BskyB. Ландшафт Германии изменился после банкротства крупнейшего телемагната страны Лео Кирха в 2002 году. Его наследство после долгих переговоров купил Хаим Сабан, голливудский предприниматель, сделавший состояние на детских телепрограммах. О нем уже заговорили как о новом европейском медиамагнате. Другие зарубежные игроки на телевизионном рынке Германии - бельгийский инвестиционный фонд Group Bruxelles Lambert и американские Walt Disney и Time Warner.

Все они активно лоббируют ограничение возможностей общественно-правовых станций. Например, на одной из конференций Сабан возмущался: "Почему коммерческие вещатели все вместе должны делить между собой четыре миллиарда евро рекламы, а общественно-правовые получают шесть миллиардов шестьсот миллионов от абонентов и к тому же имеют рекламные доходы?"

Потерянная роль

Новые владельцы коммерческих каналов проводят жесткую конкурентную политику. В результате стоимость производства телепрограмм постоянно растет, а интерес к общественным вещателям ощутимо падает почти по всей Европе. Чтобы выдерживать конкуренцию, общественные компании стараются снижать затраты за счет таких дорогих жанров, как новости. Экономят на документалистике и образовательных программах, то есть интересных для небольшой части аудит

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (415) 12 апреля 2004
    Кризис либерализма
    Содержание:
    Буржуазные рефлексии

    Для того чтобы Россия развивалась адекватно имеющимся у нее силам, отечественная буржуазия должна занять свое место в правящем классе

    Реклама