По словам Романо Проди, перед тем, как ворота ЕС захлопнутся окончательно, туда еще смогут войти стоящие на очереди Болгария, Румыния, Хорватия, Македония и, возможно, Турция. Хотя в брюссельских кулуарах говорят о том, что примут, вероятно, только Хорватию и Македонию, а остальные так и останутся в стадии вечной подготовки.
Особенностью последнего расширения ЕС является его ярко выраженный политический характер: практически все принятые государства так бедны, что общий ВВП ЕС увеличится всего на 4%, в то время как население - на 20%. Политическая природа объединения Западной и Восточной Европы и определит будущий характер взаимоотношений между "центром" и восточными провинциями. Присоединившиеся государcтва никогда не смогут иметь силу голоса и значимость, сопоставимую, например, с Нидерландами, даже если в будущем они достигнут солидных экономических успехов. Ведь система принятия решений в Евросоюзе устроена так, что практически все зависит от воли крупных стран из числа старых членов ЕС.
Но большинство жителей Восточной Европы это не сильно заботит. Они стремились в ЕС, чтобы почувствовать себя настоящими европейцами, "перестать быть людьми второго сорта". Именно эта фраза чаще всего звучала из уст граждан, вышедших 1 мая на улицы в разных городах Восточной Европы. Для большинства из них присоединение к ЕС - это прежде всего статусный шаг.