Made in Rostov

Русский бизнес
Москва, 17.05.2004
«Эксперт» №18 (419)
Чтобы создать аналог китайской или итальянской обувной провинции, ростовским производителям обуви необходимо расширять ассортимент, создавать брэнды и совершенствовать сбыт

Если посмотреть на то, в чем ходят российские мужчины, то окажется, что трое-четверо - в ботинках, сшитых в Ростовской области. И пусть это не последний писк моды, но ботинки удобные, сшиты из натуральной кожи, на качественной подошве и служат не один сезон.

В Ростовской области уже несколько лет бурно развивается производство мужской обуви. Фабрик и обувных цехов уже больше тысячи, спрос на cпециалистов-обувщиков давно превышает предложение, а их зарплаты - самые высокие по отрасли. Мощности большинства обувных производств Ростова-на-Дону год от года растут: "В нашей компании на протяжении последних трех лет рост производства - примерно на тридцать процентов в год, - говорит Андрей Греков, совладелец ростовской компании 'Легрэ'. - Почти у всех ростовских обувщиков производство растет как минимум на десять-пятнадцать процентов в год". В целом же по России в 2003 году рост в обувной отрасли был около 4%.

Активно развивающиеся ростовские производители за последние годы "подтянули" и местный рынок сырья и комплектующих - сегодня подошвы и каблуки в Ростове делают лучше, чем в Китае. Ростовский регион уже называют российской обувной провинцией. Однако до китайской Гуанчжоу или итальянской Марке ей пока еще очень далеко.

Обувной город

Ростовскому "обувному чуду" есть несколько объяснений. Ростовская область - один из самых южных российских регионов, там довольно сильна армянская диаспора, а армяне славятся своими обувными традициями. "На юге всегда было развито обувное ремесло, - рассказывает Владимир Казарян, генеральный директор компании 'Двин'. - Я, например, старый армянин - так и напишите - обувщик с сорокалетним стажем, в нашем роду все шили обувь".

Надо сказать, что обувная отрасль в Ростовской области активно развивалась еще в советское время. Только в самом Ростове-на-Дону до перестройки работало шесть крупных обувных фабрик, среди них известная Микояновская фабрика, в целом же по области было более десятка производств.

После развала СССР ростовские обувные фабрики, как и вся отрасль, переживали кризис - многие остановились, сократили штаты. В результате масса обувщиков оказалась на улице. "В начале - середине девяностых у ростовских обувных фабрик начались серьезные проблемы, - рассказывает Андрей Греков. - Но как только на место старых директоров пришли люди с другим мышлением, начался ростовский обувной бум".

Наиболее активное развитие началось после кризиса 1998 года. "До кризиса у нас была очень низкая рентабельность, - рассказывают в пресс-службе одной из самых крупных на сегодня ростовской компании Nine Lines. - И лишь после августовского кризиса 1998 года у нас появилась возможность повысить рентабельность и развивать производство. В то время на фабрике было всего три колодки и на каждой делалось по две-три модели. Спрос же был колоссальный - обувь, произведенная за неделю, распродавалась влет, за день".

В обувной бизнес стали возвращаться безработные ростовские обувщики и бурно начали развиваться небольшие цеха. "Свой бизнес я начина

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (419) 17 мая 2004
    Чечня
    Содержание:
    Войны не будет

    После гибели президента Чечни Ахмада Кадырова подлинную власть в республике олицетворяет только федеральный центр

    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Книги
    На улице Правды
    Реклама