С августа прошлого года средняя розничная цена на автобензин Aи-92 в России выросла на 10%, а ее долларовый эквивалент - без малого на 16%, до 40 центов за литр, выйдя за границы долгосрочного равновесного диапазона 30-35 центов за литр. Это прямое следствие быстрого роста мировых цен на нефть. Казалось бы, это довольно странно, ведь мы не покупаем нефть на мировом рынке. Россия сама добывает нефть, здесь же ее перерабатывает и реализует на внутреннем рынке. "Единственный фактор зависимости внутренних цен на бензин от внешней конъюнктуры - это стимулирование или уменьшение экспорта сырой нефти, - объясняет исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. - За счет этого мировые тренды оказывают опосредованное влияние на внутренний рынок России". Отметим, что с начала года экспорт российской нефти увеличился на 24% при росте добычи не более чем на 10%. Причины этого очевидны - при нынешней конъюнктуре нефтяникам выгоднее реализовывать нефть за границей, чем в России. Увеличению экспорта способствует и сезонный фактор: в теплое время года расширяются возможности транспортировки нефти на экспорт - как за счет увеличения пропускной способности железных дорог, так и за счет открытия навигации. В результате в России возник дефицит сырья для производства моторного топлива. Мощности отечественных НПЗ оказываются загружены далеко не полностью, хотя в целом их возможности значительно превышают внутренний спрос на бензин.
Возникает вопрос: насколько близко наши цены на бензин подобрались к мировым и, в частности, американским? Сейчас разница между ценами на бензин в России и США не является минимальной, минимум был достигнут в январе этого года. Тогда он сузился до 12%, сейчас составляет 35%. Рост мировых цен на нефть и намечающиеся признаки дефицита нефти на американском рынке привели к тому, что у них бензин дорожает быстрее, чем у нас. Увеличивающийся разрыв между ценами на бензин в России и США позволяет уверенно прогнозировать рост внутренних цен в абсолютном выражении в течение еще как минимум месяца.
А вот оснований для долгосрочного сближения наших внутренних цен на бензин с американскими все-таки нет. По мнению вице-президента The Boston Consulting Group Камерона Бейли, два фактора защищают российский внутренний рынок нефтепродуктов от прямого влияния роста цен на мировых рынках: их низкое качество и дорогая логистика.
Наиболее любопытным и неожиданным следствием увеличения цен на бензин в России стало изменение поведения потребителей. Если спрос на бензин со стороны населения при ежегодном уверенном росте автопарка на 6-8% пока еще мало эластичен по ценам, то в других сегментах ситуация начинает меняться. Наблюдатели в провинции указывают на довольно заметное снижение потребления светлых нефтепродуктов по сравнению с прошлыми годами. И это во время активных сельхозработ, то есть в период вполне закономерного сезонного роста спроса. "Многие региональные трейдеры говорят, что нынешняя цена уже начинает сказываться на сбыте, - говорит Максим Назаров, аналитик Русского топливного агентства. - Достаточно явно ощущается, что люди стали меньше заправляться, меньше ездить. Или, по крайней мере, думают, прежде чем заправиться. Хозяйства закупают бензина ровно столько, чтобы хватило в обрез, без всякого запаса. Так происходит практически везде - не только на Юге России".