Правительство рассмотрело проект бюджета-05 и одобрило основные его параметры. То есть одобрило правительство как целое, но у ряда конкретных лиц внутри правительства (и у множества лиц вне его) к проекту имеются достаточно острые вопросы. Эти вопросы можно какое-то еще время позадавать, только занятие это будет почти бесполезное. Авторы бюджета слишком уверены в добротности плодов своего труда, чтобы пойти на нечто большее, чем косметическая правка отдельных статей. "В целом" бюджет будет принят примерно таким, какой в четверг рассмотрел кабинет.
И это довольно странно, потому что по поводу этого бюджета заявлены громкие тезисы, никак им самим не оправдываемые. Открывая заседание правительства, премьер М. Е. Фрадков сказал, что "впервые должны быть применены новые методы бюджетного планирования, ориентированного на конкретные результаты"; что бюджет должен иметь "цели, выраженные в конкретных параметрах" - и проч. Между тем никаких конкретных целей, с параметрами или без оных, бюджет не подразумевает - если, конечно, говорить о целях, внешних по отношению к самому бюджетному процессу. Никаких конкретных, осязаемых ориентиров в экономической ли, социальной ли жизни бюджет-05 в виду не имеет. Да и неконкретных тоже - не принимать же всерьез речей о приоритетности образования, здравоохранения и науки, если в бюджете-04 на эти цели (плюс "социалка") отводилось и в относительном, и в абсолютном выражении больше, чем отводится в представленном проекте.
Проект безразличен даже к строго обязательной цели удвоения ВВП. Ритуальные слова о том, что исполнение этого бюджета ("если мы будем использовать административный ресурс и проводить структурные реформы" - А. Л. Кудрин) направлено к обеспечению роста, говорятся, но исключительно в преамбулах; конкретные задачи этого типа не упоминаются. Может быть, тут сказались и разногласия по поводу темпов роста между МЭРТ и Минфином, в очередной раз проявившиеся в четверг: Кудрин пообещал к 2008 году выйти на траекторию устойчивого роста в 7%, Греф же представил трехлетний прогноз, по оптимистичному варианту которого рост к тому же 2008 году взовьется до отметки 6,2%. Фрадков был вынужден напомнить собравшимся, что правительство обязано в ближайшее время обеспечить 8%, но на обсуждении проекта этот диспут не отразился.
Самой обсуждаемой новацией бюджета оказался сугубо "внутрибюджетный" вопрос - намечаемое использование средств из недавно образованного стабилизационного фонда. Оказывается, цены на нефть позволяют уже в самом начале 2005 года набрать в этом фонде больше полутриллиона рублей, что, по действующему закону, разрешит тратить вновь поступающие туда средства. Тратить их будут в двух направлениях: на покрытие дефицита в Пенсионном фонде - и на выплаты по внешнему долгу. Тут-то и возник спор. Одни аналитики указывают, что стабфонд по самому своему смыслу не должен тратиться на затыкание текущей дыры, но Минфин на это отвечает, что, поскольку дыра образовалась из-за снижения социального налога, то деньги стабфонда пойдут не на проедание, а "по существу, на финансирование налоговой реформы". Другие аналитики говорят, что при нынешней конъюнктуре перекачивать деньги из стабфонда в погашение внешнего долга - сущая нелепица, но Минфин отвечает...
Подобные препирательства смертельно надоели - прежде всего своей доказанной на практике безрезультатностью. Если до обсуждения бюджета-05 наша экономическая власть не желала слышать, что поразительно удачные в конъюнктурном отношении годы можно и даже должно употребить не на всемерную откачку денег из экономики, а на что-нибудь такое, что позволило бы надеяться в будущем не пережидать очередное снижение цен, а меньше от него зависеть; если, повторяю, до сих пор она этих речей не слышала, она их и теперь наверняка не услышит.
Тетерев на току тоже никого не слышит - ну, так он хоть наслаждается собственным пением. Наша же экономическая власть - это какой-то тетерев в квадрате, она в упор не слышит и саму себя. Вот на том же самом заседании кабинета Г. О. Греф говорит: "Никуда не деться от повышения расходов инвестиционно-развивающего характера" - их-де надо довести до трех-четырех процентов от ВВП, а пока их в два с лишним раза меньше. Так повышайте же, кто вам не дает? Как кричат зазевавшемуся у светофора водителю, зеленее не будет! Не повышают. Собственного "никуда не деться" - не слышат. В проекте бюджета - не учитывают.
Тот же министр, там же: "Мы фактически находимся на рубеже исчерпания конкурентоспособности за счет ослабленной национальной валюты". В переводе на человеческий язык это означает: проводимая нами курсовая политика "фактически" поставила под угрозу самую возможность роста. Так проводите другую курсовую политику! Я не сторонник теории слабого рубля, но если вы сами признаете, что ничем, кроме слабого рубля, помочь экономике не можете, то хоть перестаньте так рьяно укреплять рубль. А то получается ни дать ни взять пьяный фельдкурат Отто Кац - когда он, съезжая по стене, глупо улыбался и говорил Швейку: "Я у вас сейчас упаду".
Та же до неприличия фельдкуратская позиция и в постоянных разговорах о том, что никакие инфраструктурные и вообще "инвестиционно-развивающие" госрасходы недопустимы ввиду имманентной неэффективности и вороватости чиновничества. Разговоры эти не только совершенно непристойны, но и просто неумны. "Ах, из госинвестиций у нас (кто - мы? наши подчиненные?) украдут!" - А из "социалки" у вас не крадут? Из оборонных статей не крадут? Инвестируйте во что угодно: хоть в дороги, хоть в трубопроводы, хоть в модернизацию коммунхоза - пусть треть, пусть половину у вас разворуют, половина-то пойдет на дело (да и из украденного - не все ведь стечет в офшоры, что-то будет потрачено здесь же, дома; внутренний рынок подрастет). Все лучше, чем убивать неповторимо удачные годы на дискуссии о том, куда бы деть "лишние" деньги.
И не надо нам больше отводить глаза тем, что у разных министров разные, мол, точки зрения... Пусть как-то договариваются. Министров много, а экономическая политика может быть только одна. И ее отсутствие - одно.