Нефтяной магнит

Восточноевропейский нефтяной рынок сегодня - один из самых перспективных. Но чтобы закрепиться на нем, иностранным нефтяным корпорациям приходится преодолевать все большее сопротивление местных нефтеперерабатывающих компаний

Передел нефтяного рынка в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) входит в решающую стадию. Долгое время рынок этот был невелик и фрагментирован (большое число малонаселенных стран, экономическая ситуация в которых оставляла желать лучшего), а потому и не привлекал внимания крупнейших западных нефтяных компаний. Но теперь ситуация изменилась: восемь стран региона вступили в ЕС, что создает предпосылки для формирования здесь единого рынка нефтепродуктов, а экономики стран ЦВЕ сегодня растут быстрее, чем усталые от многолетней стагнации экономики стран Западной Европы.

За девяностые годы в странах ЦВЕ сформировалось несколько крупных нефтеперерабатывающих компаний, которые и готовятся поделить региональный рынок - это австрийская компания OMV, венгерская MOL и польская PKN Orlen. В числе их конкурентов можно назвать и российские компании "ЛУКойл" и ЮКОС - из крупных нефтяных компаний в местной нефтепереработке представлены лишь они. Однако в последнее время по политическим причинам компаниям из России стало труднее расширять свой бизнес в этом регионе. Сегодня уже можно сказать, что основную борьбу за передел регионального рынка будут вести с одной стороны PKN и MOL, разговоры о слиянии которых идут на протяжении последних месяцев, а с другой - OMV, которая в начале 90-х стала первой западной компанией, пришедшей на нефтяной рынок своих восточных соседей.

Лакомый кусок

Центральная и Восточная Европа для нефтяников становится одним из самых перспективных регионов. Экономики стран ЦВЕ демонстрируют более высокие темпы роста, чем экономики их западных соседей. В I квартале 2004 года ВВП зоны евро вырос всего на 1,3%. На этом фоне Европа переживает едва ли не экономический бум на востоке. За тот же квартал ВВП Чехии вырос на 3,1%, Венгрии - на 4,2%, Польши - 6,9%, Литвы - 7,7%, а Латвии - на целых 8,8%.

Становясь богаче, жители центральноевропейских стран пересаживаются на автомобили - за последние пять лет в странах региона число автомобилей выросло на 20-40%, соответственно увеличилось и потребление бензина. Количество автомобилей на востоке Европы до сих пор значительно меньше, чем на западе (в 2003 году в среднем по 15 странам старого ЕС на 1 тыс. человек приходилось 483 авто, тогда как в Польше - 279, Чехии - 341, Венгрии - 249, Литве - 325, а в Румынии - всего 162), а значит, потребление бензина будет расти еще как минимум лет десять.

"До сих пор нефтяная компания сравнительно легко может войти на рынок стран региона, в отличие от стран старого ЕС, где конкуренция слишком высока", - рассказал "Эксперту" аналитик банка UBS Джон Твайман. Здесь пока еще не сложились региональные монополии. Здесь потребляется в основном российская нефть, что на руку нефтяным компаниям, поскольку баррель нефти сорта Urals на 2-4 доллара дешевле барреля западноевропейской нефти сорта Brent. Наконец, здесь относительно более дешевые активы (земля, здания, предприятия) - выход на рынки стран региона не требует таких масштабных вложений, как в Западной Европе. Венге

Новости партнеров

«Эксперт»
№26 (427) 12 июля 2004
Банковский кризис
Содержание:
Досрочный август

Если Центральный банк не занимается активным рефинансированием растущей экономики, то банковский кризис становится лишь вопросом времени. Это время пришло

Разное
Международный бизнес
Наука и технологии
Общество
Реклама