Как и предсказывал "Эксперт" (см. "Досрочный август", N26), после решений Банка России о предоставлении кредита Внешторгбанку на покупку Гута-банка и двукратном снижении отчислений банков в фонд обязательного резервирования (ФОР), а также после одобрения Госдумой законопроекта "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физлиц в банках РФ", банковский кризис быстро пошел на спад. Исчезли очереди у банкоматов и банковских касс, к концу прошлой недели практически успокоилась и ситуация на рынке межбанковского кредитования: средние ставки по кредитам снизились до 2-2,5%, объемы кредитования стабилизировались. Теперь уже можно подвести первые итоги кризиса и сделать основные выводы. В основном они неутешительны: действия Банка России в период кризиса трудно признать оптимальными.
Пожалуй, единственным безусловно удачным решением Центробанка является двукратное снижение отчислений в ФОР. Это высвободило банкам примерно 120-130 млрд рублей, которые были в основном направлены на рынок МБК. Положительный эффект это решение оказало и на вкладчиков банков: хотя подавляющее большинство из них имеет более чем смутное представление о том, что такое ФОР, сообщения СМИ о дополнительных десятках миллиардов рублей, которые оказались в распоряжении банков, существенно ослабили психологическую напряженность.
Но возникла новая проблема. Снижение отчислений в ФОР сразу же было названо временной мерой. Если оно будет отменено уже в ближайшем будущем, то вполне возможно возобновление проблем с ликвидностью банковского рынка.
Еще больше сомнений и вопросов вызывает приобретение Внешторгбанком Гута-банка. Разумеется, обещание ВТБ выплатить все деньги вкладчикам "Гуты" значительно их успокоило. Однако больше всего эта сделка похожа на стремление правительства (ему принадлежит Внешторгбанк) половить рыбку в мутной воде - воспользоваться проблемами бизнеса для увеличения собственных активов. На это указывает, во-первых, сеанс единовременной щедрости со стороны Центробанка - готовность предоставить ВТБ годовой кредит в 700 млн долларов под символические проценты. Во-вторых - категорический отказ ВТБ приобретать проблемный Гута-банк без промышленных активов. Так что благотворительностью, бескорыстной заботой о вкладчиках Гута-банка здесь и не пахнет. Скорее мы видим хищный оскал капитализма в чистом виде - пожирай слабого, попавшего в беду. Проблема лишь в том, что в качестве безжалостного хищника почему-то выступает государственная структура, в то время как государство по определению вроде бы должно заботиться о национальном бизнесе и оказывать ему поддержку.
И наконец, наиболее сомнительной выглядит скоропалительная подготовка и проталкивание через Госдуму законопроекта о компенсациях по вкладам физлиц в обанкротившихся банках. Напомним, 10 июля Госдума сразу в трех чтениях приняла подготовленный Центробанком закон "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ". Этим документом предусматривается, что физические лица, потерявшие свои вклады в результате банкротства банков, не входящих в государственную систему страхования вкладов, будут получать от Банка России такую же компенсацию, как и вкладчики "застрахованных" банков, - до 100 тыс. рублей. Предполагается, что этот закон вступит в силу задним числом и распространится на вкладчиков всех банков, у которых были отозваны лицензии за период с декабря 2003 года. Целью этого закона, как заявили представители Центробанка, является "укрепление доверия физлиц к российским банкам". Но одновременно этот закон сводит на нет весь смысл введения системы страхования банковских вкладов: ведь первоначально подразумевалось, что, прежде чем принять решение о страховании вкладов в том или ином банке, эксперты ЦБ будут проводить жесточайшие проверки его финансового состояния - показателей доходности и ликвидности, размера капитала и активов, а также качества управления банком, его операций и рисков. Кроме того, предполагалось, что для вступления в систему страхования банк должен будет раскрыть информацию обо всех действительных владельцах, а также быть достаточно финансово устойчивым, не иметь нарушений по нормативам и порицаний от надзорного органа. Первый заместитель председателя ЦБ Андрей Козлов неоднократно заявлял, что "Центробанк не собирается допускать слабые банки в систему страхования вкладов и отсеет все банки, которым нельзя доверять деньги вкладчиков". При таком подходе внедрение системы страхования вкладов стало бы реальным механизмом оздоровления банковской системы, ликвидации слабых и нерентабельных банков.
Теперь на этих планах поставлен крест - компенсации получат вкладчики всех банков. Мало того, банки, участвующие в "официальной" системе страхования вкладов, окажутся в проигрыше по сравнению с "незастрахованными", поскольку должны будут уплачивать страховой взнос в размере 0,15% от среднего размера депозитов за квартал. Как в таких условиях Центробанк будет укреплять банковскую систему - совершенно непонятно. Поэтому властям уже очень скоро понадобится козел отпущения, на которого можно повесить все нынешние и грядущие проблемы банковского сектора. Наиболее подходящей кандидатурой для этого выглядит нынешний глава Центробанка. Так что вполне вероятно, что в ближайшее время Сергея Игнатьева на этом посту заменит другой банкир. Кстати, 14 июля в Кремле состоялась встреча Владимира Путина с председателем наблюдательного совета ОАО "Промышленно-строительный банк" (ПСБ) Владимиром Коганом, на которой "обсуждались вопросы развития банковской системы". Вот вам и кандидат.