Лучше бы что-нибудь третье

Тема недели
Москва, 19.07.2004
«Эксперт» №27 (428)
В случае победы Ющенко на выборах Украина вернется во времена первого срока Кучмы, а в случае победы Януковича - к первому сроку Путина

Официальная кампания по выдвижению кандидатов в президенты Украины стартовала 3 июля. В этот день в индустриальном сердце страны - Запорожье на съезде Партии регионов был выдвинут в президенты ее лидер - премьер-министр Украины Виктор Янукович. Атмосфера и само место выдвижения (дворец культуры "Днепроспецстали") были проникнуты высокой советской эстетикой. Это входило в общую задумку по формированию имиджа кандидата - крепкого руководителя с востока Украины, ведущей промышленной базы бывшего Союза. Основной конкурент Януковича Виктор Ющенко - кандидат от иной Украины, западной и сельской. Он также держался заданного сценария: перед выдвижением съездил в родное село в Сумской области, получил благословение матери, стариков, отслужил молебен в местной церквушке. В тот же день о своем выдвижении в кандидаты в президенты объявили и два других кандидата - лидер социалистов Александр Мороз и главный украинский коммунист Петр Симоненко. Карты разложены. Выборы намечены на 30 октября.

Наш, донецкий

Первая школьная учительница автора этой статьи, проживающая ныне в одном из небольших городков Донбасса, все последние десять лет голосовала за коммунистов. Однако на мой вопрос, кого она выберет осенью 2004-го, она ответила без всяких раздумий: "За нашего, за Януковича". Действительно, в Донбассе, где проживает 13% украинских избирателей, который обеспечивает пятую часть украинского ВВП, за бывшего донецкого губернатора Януковича готовы голосовать почти все и без всякого админресурса. Регион, который всегда подчеркивал свое отличие от остальной Украины (куда он попал в общем-то случайно - из-за желания большевиков усилить в УССР пролетарский элемент), сейчас вряд ли откажет своему представителю в поддержке хотя бы из чувства землячества.

Правда, одним Донбассом выборы не выиграешь. С остальными 87% электората тоже надо работать. Технологи украинского премьера исходят из успешного опыта двух выборных кампаний Леонида Кучмы, в их стратегии можно выделить три главных пункта. Первый - опора на русскоязычный электорат востока страны. Януковичу конструируется имидж "не националиста", "крепкого хозяйственника, который разбирается в производстве, пользуется доверием России". Идет постоянное противопоставление его с "националистом" Ющенко. Подобная тактика уже принесла успех в 1994 году Леониду Кучме и, как представляется в штабе Януковича, может быть эффективной и десять лет спустя. Второй - консолидация вокруг Януковича административного ресурса украинской вертикали власти и ведущих групп влияния страны. Януковича уже поддержали большинство пропрезидентских партий. Начальником предвыборного штаба Януковича стал лидер партии "Трудовая Украина" Сергей Тигипко - политик, входящий в окружение Леонида Кучмы. Полностью задействованы в предвыборной кампании премьера ведущие телеканалы и прочие ресурсы, управляемые главой администрации президента Виктором Медведчуком. Ну и, само собой, ведущие донецкие ФПГ тоже в полную мощь работают на победу своего земляка. Все это вызыв

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (428) 19 июля 2004
    Президентская кампания на украине
    Содержание:
    Лучше бы что-нибудь третье

    В случае победы Ющенко на выборах Украина вернется во времена первого срока Кучмы, а в случае победы Януковича - к первому сроку Путина

    Экономика и финансы
    Обзор почты
    Реклама