Освежитель для кинематографа

Всеволод Бродский
23 августа 2004, 00:00

Кирилл Мурзин -- с одной стороны, ветеран отечественного клипмейкерства, с другой -- один из самых востребованных новичков в этой сфере шоу-бизнеса. Долгое время он участвовал в съемках музыкального видео как художник-постановщик, но с недавних пор переквалифицировался в режиссеры.

-- Когда вам лучше, приятней работалось -- в начале девяностых или сейчас?

-- Раньше было в некотором смысле интересней -- потому что мы благодаря волне тогдашнего НЭПа могли реализовать себя более качественно, мотать кинопленку километрами, снимать павильоны, строить декорации, искать себя. Тогда было много возможностей для работы, мне это позволило не учиться этой профессии, а сразу начать снимать.

-- Что такое, собственно, клип -- внебрачный ребенок большого кино или самостоятельный жанр?

-- Видеоклип -- это абсолютно другая технология работы со временем. Здесь нужно рассказать историю или передать зрителю законченное эстетическое ощущение в сжатые сроки. Нынешнее кино сильно изменилось за счет того, что в него пришли люди из клипмейкинга. Именно поэтому мы сейчас встречаем в кино мультипликацию, комбинированные съемки, фотографии... Кино задохнется, если в нем не будет свежей волны. И главный освежитель кино -- это видеоклип.

-- Но клип, в отличие от кино, вещь недолговечная...

-- Артисты часто зажигаются на один месяц и уходят навсегда. Наши работы быстро перемещаются в архив, кассеты становятся на полку и там пылятся. Здесь нужна особая психологическая способность, готовность переживать момент практически ради самого момента. Мы всегда ищем образы, которые нас самих "вставляют". Для важно "вставиться", потому что мы -- зрительные наркоманы. "Вставиться" цветом, монтажом, движением камеры. Нас это "вставляет" хлеще химии.

-- Не жалко вкладывать душу в столь сиюминутное занятие?

-- Жалко! Вполне возможно, недалек тот час, когда я по-настоящему всерьез займусь кино. Но я предпочитаю подождать, пока наш современный кинематограф немножко вырастет. И сейчас уже ситуация начинает складываться. Клипмейкеры -- Янковский, Бекмамбетов -- снимают кассовые фильмы. Хлебородов сейчас снимает "Глубину" -- фантастический фильм по тому же Лукьяненко. Можно смело сказать, что поколение клипмейкеров -- это те самые люди, которые в ближайшее время станут звездами отечественного кино. У нас ведь нет предрассудков -- мы берем то, что будет работать.