Рождение символа

23 августа 2004, 00:00

Всю прошлую неделю американцы решали в Ираке одну проблему -- уничтожить или оставить в живых шиитского лидера повстанческой армии аль-Махди Муктаду ас-Садра

Формально решение этой проблемы, ставшей одним из факторов нового витка цен на нефть, было переложено на плечи иракского руководства. Ультиматумы ас-Садру, который наглухо заперся в шиитской святыне Эн-Неджефа -- гробнице имама Али, то и дело выдвигал премьер-министр Ирака Аяд Аляуи, а министр обороны Хазем Шаалян обещал вломиться в святыню с бойцами иракского спецназа. В пятницу они все-таки захватили ее, но ас-Садра там уже не было.

Американцы же вели точечный артиллерийский огонь по огневым точкам бойцов армии аль-Махди в жилых кварталах, примыкающих к гробнице, а заодно наглухо блокировали входы и выходы в багдадском квартале Мадинат Садр, в котором проживают два с половиной миллиона шиитов. Примечательно, что именно такую тактику применяла охранка Саддама, когда проводила спецоперации на шиитском юге, -- в противном случае беспорядков в самом центре столицы было бы не избежать.

Муктада ас-Садр стал для администрации Джорджа Буша большей проблемой, чем результаты референдума в Колумбии в поддержку Хуго Чавеса и угрозы Северной Кореи всерьез заняться разработкой ОМУ. Его противоречивые заявления -- отказы и согласия распустить бойцов, желание и нежелание перейти в русло мирной политической борьбы -- окончательно сбили с толку Вашингтон. Американцы не хотят превращать Муктаду в шиитского мученика, который наверняка станет символом грандиозного шиитского восстания -- в духе культа имама Али. Но что делать с новыми иракскими политиками, легитимность которых рождается в ходе сопротивления оккупации, они не знают.