В последний день сентября правительство обсудило предложения Министерства финансов по повышению собираемости налогов. Представлявший эти инициативы заместитель министра финансов Сергей Шаталов объявил, что пришла пора наводить порядок в налоговом администрировании. С этой целью Минфин вновь возвращается к разработанному еще четыре года назад законопроекту о регулировании трансфертных цен: в Налоговый кодекс предлагается внести существенные поправки, касающиеся принципов определения цен для целей налогообложения. Кроме того, будет уточнено определение взаимозависимых компаний, цены сделок между которыми (так называемые трансфертные цены) могут корректироваться налоговыми органами.
Главная проблема крупных компаний
По мнению большинства директоров транснациональных компаний по международному налогообложению, трансфертное ценообразование сегодня является одним из ключевых вопросов в их деятельности. По мере глобализации бизнеса проблемы распределения прибыли между компаниями одной группы, расположенными в различных юрисдикциях, приобретают все большее значение. Одновременно усиливается внимание со стороны налоговых и правительственных органов, для которых правила трансфертного ценообразования - удобный механизм сохранения и даже увеличения объемов налоговых поступлений в ситуации, когда эффективные ставки налогообложения во многих странах снижаются. Поэтому в последнее десятилетие в большинстве стран налоговые органы ужесточили подход к регулированию трансфертного ценообразования. Некоторые государства даже приняли новое законодательство, чтобы предоставить налоговым органам больше полномочий для регулирования цен при операциях между взаимозависимыми сторонами. Обычная практика налоговых органов - установление таких цен, какими они были бы, если бы операции осуществляли независимые компании. Согласно статье 40 Налогового кодекса РФ, такие цены называются рыночными. Во многих случаях определение рыночной цены является непростой задачей для налогоплательщика или налоговых органов, а отсутствие ясности в действующем российском законодательстве чрезвычайно осложняет процесс определения рыночной цены в большинстве ситуаций.
Методология трансфертного ценообразования в западных странах вырабатывалась в течение десятилетий и во многих случаях достигла высокого уровня сложности. Одним из наиболее авторитетных органов в этой области является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ОЭСР провела детальный анализ стандартов трансфертного ценообразования в своей публикации 1995 года "Руководство по трансфертному ценообразованию для транснациональных предприятий и налоговых ведомств". Поскольку страны - члены ОЭСР должны в целом следовать рекомендациям и принципам, изложенным в этом руководстве, оно является важнейшим источником информации для транснациональных компаний.
Хотя Россия сейчас только рассматривает возможность вступления в ОЭСР и не обязана следовать ее рекомендациям, из неофициальных бесед с российскими чиновниками в Министерстве финансов мы заключили, что в силу отсутствия собственной методологической базы российским налоговым органам рекомендовано на практике применять общие принципы трансфертного ценообразования ОЭСР, не противоречащие российскому законодательству.
Напомним, что в статье 20 Налогового кодекса компании определяются как "взаимозависимые стороны", если одной из них непосредственно или косвенно принадлежит двадцать или более процентов капитала другой (хотя, согласно той же статье, судам разрешается признавать стороны взаимозависимыми, "если взаимоотношения между ними могут оказать влияние на результаты операций между ними").
Если операция определяется как подлежащая корректировке по трансфертному ценообразованию, используемая цена может быть оспорена только в случае, если есть более чем 20-процентное отклонение от рыночной цены по идентичным товарам или услугам, и в таком случае налоговые органы имеют право использовать рыночную цену. Таким образом, данная статья предусматривает принцип независимости сторон, принятый ОЭСР, однако дает довольно неожиданное "убежище" - разрешение на отклонение цен от рыночных в пределах до 20% включительно. Пункт 1 статьи 40 также предусматривает, что обязанность доказывать существование трансфертных цен изначально ложится на налоговые органы.
В выборе метода определения рыночных цен российское законодательство также следует принципам методологии трансфертного ценообразования ОЭСР. В той же статье 40 предусматривается, что "рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях". Фактически это соответствует методу сопоставимой неконтролируемой цены (CUP), принятому ОЭСР. Далее в статье 40 устанавливается, чтобы в случаях, когда невозможно использовать CUP (например, если отсутствуют сопоставимые операции или информация о них), рыночная цена определялась по методу цены последующей реализации или, если это также невозможно, по затратному методу.
Вопросы без ответов
Однако, если мы захотим понять, насколько применяемые той или иной компанией цены соответствуют рыночным, сразу возникнет вопрос: а каковы источники информации о рыночных ценах? Пункт 11 статьи 40 гласит, что "при определении и признании рыночной цены ... используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках". К сожалению, как часто случается в российском законодательстве, ключевой термин "официальные источники" не определяется. На первый взгляд кажется очевидным, что термин "официальные источники" должен означать государственные органы или специализированные институты, однако подтверждения такой точки зрения в законодательстве найти нельзя. Это вызывает многочисленные вопросы. Например, разрешается использование только данных из российских официальных источников или также допускается применение информации, опубликованной иностранными официальными органами? Означает ли термин "официальные источники" только федеральные органы или он включает также региональные и местные органы власти? Возможно ли использование информации, которая была получена из неправительственных учреждений, таких как статистические исследования, корпоративные годовые отчеты и другая аналогичная публичная информация, а также данные, подготовленные промышленными группами? Ведь во многих случаях оптимальными и наиболее надежными источниками информации о неконтролируемых операциях являются именно данные статистических исследований, которые обычно используют публичную корпоративную финансовую информацию. Без ответа остается и еще один важный вопрос: в случае отсутствия сопоставимых операций в Российской Федерации возможно ли использование данных из других стран?
В пункте 12 статьи 40 НК РФ указывается, что в ходе рассмотрения судебного дела суд имеет право принимать во внимание любые обстоятельства, оказывающие влияние на результаты трансфертных операций. Означает ли это, что суд может принять к рассмотрению информацию из неправительственных и иностранных источников? Может ли суд рассматривать другие методы трансфертного ценообразования, кроме предусмотренных Налоговым кодексом?
А что происходит, если конкретная операция не подпадает под три метода ценообразования, предусмотренные в Налоговом кодексе РФ? Например, если предмет трансфертного ценообразования является абсолютно уникальным продуктом или услугой, ни один из предусмотренных НК методов не будет работать, поскольку все они основаны на одной и той же отправной точке - цене свободного рынка на сопоставимый товар или услугу, которую затем можно корректировать с учетом конкретных условий операции. В таком случае могут быть использованы другие методы, например основанные на разделении прибыли, но Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений о возможности использования таких методов в России.
Налоговые органы во многих странах мира ввели строгие требования к компаниям в отношении оформления и ведения документации, подтверждающей их политику в области трансфертного ценообразования, и установили большие штрафы за их несоблюдение. Документальное подтверждение требуется даже в случае, когда обязанность подтверждения лежит на налоговых органах, так как без адекватного документирования они даже не смогут надлежащим образом расследовать обстоятельства. Действительно, как указывается в "Руководстве", подготовленном ОЭСР, во многих случаях отсутствие документации может привести к тому, что обязанность по подтверждению будет возложена на налогоплательщиков, и именно от них может требоваться подтверждение того, что начисление налоговиками дополнительных сумм налогов является необоснованным.
В России пока отсутствуют конкретные требования к документации по трансфертному ценообразованию. В результате возникает значительная неопределенность с тем, какие учетные записи необходимо вести, где, как долго их следует хранить и т. д. Если, как можно предположить, обязанности по обоснованию трансфертных цен будут перекладываться на налогоплательщика, эта проблема приобретет еще большее значение и потребность в официальных указаниях со стороны российских налоговых органов возрастет.
Что делать
По мере того как трансфертное ценообразование становится все более важной проблемой для крупных компаний, осуществляющих деятельность в России, получение ответов на вышеуказанные вопросы становится весьма необходимым. Остается надеяться, что эти ответы дадут новые налоговые инициативы правительства. Пока же самым предпочтительным подходом для российских налогоплательщиков является следующий. Во-первых, в отсутствие четких положений в действующем российском законодательстве применять при установлении цен принципы ОЭСР. Во-вторых, использовать информацию о трансфертном ценообразовании из источников вне Российской Федерации (с разумными поправками на условия российского рынка) для обоснования цен, используемых при операциях между взаимозависимыми сторонами в России, в тех случаях, когда имеющиеся в России данные недостаточны для соблюдения положений действующего российского законодательства. Даже если пока не ясно, будет ли информация из иностранных источников приемлемой для российских налоговых органов.