Лишняя строчка в прайс-листе

Пока отсутствует адекватная статистика потерь по потребительским кредитам, страховать их бессмысленно. Когда такая статистика появится - тем более

"Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис, - ответил Остап, не замедляя хода. - Так вам скажет любой агент по страхованию жизни". Вот уже более семидесяти лет слова Великого комбинатора в разных вариантах повторяют тысячи страховщиков, пытающихся склонить клиента к покупке страхового полиса. Впрочем, в последнее время (а особенно после введения ОСАГО) россияне все отчетливее понимают, что страхование - это в первую очередь бизнес, то есть зарабатывание денег. Так что далеко не каждое предложение страховщиков находит горячий отклик в сердцах потенциальных клиентов.

В России ширится и крепнет бум потребительского кредитования. Продажи в кредит бытовой техники, мебели, автомобилей, еще года три назад казавшиеся невозможными в нашей стране, сегодня стали обычным делом и постоянно растут. По оценкам специалистов страховой компании РОСНО, на 1 января 2004 года российские банки выдали гражданам около 300 млрд рублей целевых кредитов на приобретение различных товаров, а к концу года объем потребительских кредитов превысит 500 млрд рублей. Но если тенденция налицо, то не попытаться заработать на ней было бы как минимум легкомысленно. Даже если твой бизнес никак не связан с кредитованием или розничной торговлей, а целиком и полностью заключается в страховании.

"В Москве пока лишь двенадцать процентов семей пользовались покупкой товаров или услуг в кредит, по России - всего девять процентов, - говорит директор Центра страхования финансовых институтов РОСНО Юрий Клейн. - При этом из всех выданных кредитов сорок процентов приходилось на Москву, а, скажем, на Московскую область - только четыре процента. Поэтому совершенно очевидно, что рынок еще очень мало охвачен этим видом кредитования. Мы, как и банки, ожидаем продолжения бума потребительского кредитования, поэтому получили лицензию на страхование потребительских кредитов".

Парни, это наше место

Надо отметить, что эксперименты со страхованием кредитов в России уже проводились, оставив достаточно грустные воспоминания как у банкиров, так и у страховщиков. "Мы еще десять лет назад выступали против порочной практики страхования возврата банковских кредитов, которая ничем хорошим не кончилась ни для банков, ни для этих страховщиков, - говорит начальник управления страхования экспортных кредитов и гарантий компании 'Ингосстрах' Виктор Климов. - И до сих пор вспоминаем, как в то время представители одного очень большого банка говорили нам: 'Пускай 'Ингосстрах' застрахует нам весь кредитный портфель'. Мы ответили: 'А что тогда у вас будет делать кредитное управление - баланс 'Ингосстраха' анализировать'? Кстати, этот банк потом обанкротился".

Банкиры тоже без удовольствия вспоминают эти эксперименты. "До дефолта 1998 года страхование риска невозврата кредитов было очень распространено, поскольку законодательство в области страхования тогда позволяло это делать, - говорит директор департамента рисков Банка Москвы Людмила Маркина. - Тогда все стремились заработать: страховые компании получали доходы от страховых премий, а банки в огромном количестве выдавали кредиты. В результате страховые компании потерпели очень серьезные убытки, поскольку банки давали кредиты направо и налево, понимая, что страховщик компенсирует их невозврат". Поэтому, когда разразился финансовый кризис, банки начали требовать возврата выданных кредитов, а убедившись, что деньги пропали, стали предъявлять требования к страховщикам. В результате множество банков и страховых компаний оказались банкротами, российский финансовый рынок впал в кому. И если банки в последние два-три года преодолели последствия кризиса, то страховой рынок начал оживать только после роскошного подарка властей - обязательной автогражданки.

Печальный опыт прошлых лет привел банкиров к убеждению, что страховщикам вообще не стоит соваться в их бизнес. "Крупные российские страховые компании весьма активны в разработке новых страховых продуктов в области кредитования: были попытки страхования кредитных рисков, оценки финансового положения заемщиков, финансовых рисков банков, - отмечает директор департамента кредитов и документарного бизнеса банка 'Глобэкс' Алексей Иванов. - Но выполнение функций кредитно-финансового института, на мой взгляд, не является предметом деятельности страховой компании. Она должна лишь страховать риски российских компаний и банков перед зарубежными финансовыми организациями, как это делает 'Ингосстрах'. Если же рассматривать внутренний рынок, то идея развития страхования кредитных рисков малоперспективна, так как в этом случае банку-кредитору надо будет оценивать не риски заемщика, а в первую очередь риски страховой компании".

Поэтому к страхованию кредитов большинство банкиров готовы допускать только свои родственные страховые компании. "Мне сложно оценить, насколько успешными будут новые инициативы РОСНО, - говорит Людмила Маркина. - Наш опыт показывает, что страховые компании не должны брать на себя оценку кредитоспособности заемщика - банк это сделает лучше, поскольку у него имеются и специальные технологии, и обученный персонал. В противном случае банк сам должен оценивать риски уже страховой компании - хватит ли у нее средств, чтобы возместить потери банку в случае массового невозврата кредитов. Страховая компания должна быть очень надежная, а самая надежная компания - самая прозрачная, самая понятная - это, как правило, компания, которая с этим банком связана".

Вам будет счастье

То обстоятельство, что РОСНО собирается страховать именно потребительские кредиты, отнюдь не прибавляет энтузиазма их коллегам из других компаний. "В мире страхование потребительского кредита не очень распространено, - говорит Виктор Климов. - Связано это с тем, что сама суть кредитного страхования - это прогноз будущего финансового положения дебиторов. Так что это продукт очень развитого рынка, когда уже есть возможность уверенно прогнозировать ситуацию. Второе условие - в стране должно быть развитое законодательство о банкротстве. В России же закона о банкротстве физических лиц просто нет".

У представителей банковского сообщества вызывает сомнение сама возможность адекватной оценки рисков потребительского кредитования. "Перспективность страхования потребительских кредитов требует тщательной дополнительной проработки - уверен Алексей Иванов. - Допустим, человек приходит в магазин и хочет купить бытовую технику. Механизм выдачи кредитов, который применяется сегодня, позволяет получить кредит практически мгновенно. Как при этом отследить получателя и оценить риск выдачи ему кредита для целей страхования?"

Представители РОСНО объясняют, что эту проблему должны решить современные технологии. "В основе нашего продукта лежит разработанная нами с учетом специфики российского рынка автоматизированная скоринговая система, то есть система оценки платежеспособности кредитополучателя, - объясняет Юрий Клейн. - С помощью этой системы мы можем сами оценивать платежеспособность заемщика, причем это экспресс-оценка, которая осуществляется в течение максимум десяти-пятнадцати минут, и она реализована по системе удаленного доступа".

Страховщики уверены, что, взяв на себя работу по оценке рисков заемщиков, они помогут банкам существенно снизить издержки бизнеса. "Для того чтобы запустить проект потребительского кредитования, банк должен внедрить технологию экспресс-оценки платежеспособности заемщика по системе удаленного доступа. Естественно, банку нужно вкладывать деньги в разработку или покупку такой системы, - доказывает Юрий Клейн. - Кроме того, нужно открывать точки в торговых салонах и сажать туда банковских работников, что затратно. Мы же позволяем минимизировать эти затраты банка: сами устанавливаем соответствующее программное обеспечение, обучаем персонал. Это прежде всего интересно банкам, которые только выходят на рынок потребительского кредитования".

При этом банки, которые уже давно занимаются потребительским кредитованием, тоже не останутся внакладе, застраховав кредиты. "Сейчас банки, которые работают на рынке потребительских кредитов без страхования, закладывают все риски в ставку кредита, - говорит Юрий Клейн. - В результате заемщики платят за риск от десяти до двадцати процентов в зависимости от размера кредита и ряда других моментов. Наша услуга стоит от четырех до восьми процентов. Поэтому на место рисковой составляющей банков можно смело подставлять нашу ставку за страхование, и у банка останется еще некий резерв по риску".

Не менее важная проблема, которую берутся решать страховщики, - неплательщики. "Банк, решивший заняться потребительским кредитованием, должен строить технологию урегулирования убытков от невозвратов, - говорит г-н Клейн. - Для этого, во-первых, в банке должны быть люди для работы с проблемными клиентами. Во-вторых, все проблемы решаются через суд - другого механизма в России не существует, - а это долго и дорого. При страховании кредитов мы берем на себя урегулирование невозвратов: если наступает страховой случай, мы выплачиваем банку возмещение, и дальше сами начинаем работать с физическим лицом".

Услуга на троих

По заявлениям РОСНО, новой услугой уже заинтересовались три крупных российских банка - Газпромбанк, "Менатеп Санкт-Петербург" и ДельтаБанк. "Пилотный проект в настоящее время реализуется нами с ДельтаБанком, - говорит заместитель директора Центра страхования финансовых ресурсов РОСНО Борис Землянухин. - Это страхование призвано в том числе решить проблему снижения затрат банка на выдачу и обслуживание кредитов. Ведь каждый кредит и кредитная карта для банка чего-то стоит: надо тратить деньги на покупку программы скоринга, заемщика необходимо проверять, уже выданные кредиты необходимо мониторить. Недешево обходится работа с просроченной задолженностью, включая работу юристов. Немало стоит система резервирования. Страхование может снизить эти затраты. Например, если банк застраховал кредиты, ему не нужен отдел, который работает с просроченной задолженностью".

Для начала ДельтаБанк застраховал в РОСНО около 500 потребительских кредитов. Работа по оценке кредитных рисков ведется обеими компаниями параллельно - специалисты банка оценивают кредитный риск по своей технологии, сотрудники РОСНО - по своей скоринговой системе. Оценив риск, РОСНО сообщает банку, готова ли она застраховать кредит на данного заемщика. "И у банка, и у РОСНО есть онлайн-технологии, поэтому все решения принимаются за двадцать минут, - говорит Борис Землянухин. - Критерии оценки рисков примерно одинаковы и у банков, и у страховых компаний, а адекватность оценки зависит от совершенства модели скоринга, от объемов бизнеса, объемов страхования, опыта работы. Именно поэтому мы в 'пилоте' работаем параллельно с банком, чтобы оценить, у кого это лучше получается".

По словам представителей ДельтаБанка, их сотрудничество с РОСНО пока развивается успешно, но делать окончательные выводы еще рано, а о снижении ставок по потребительским кредитам речи вообще пока не идет. "Мы еще не набрали необходимой статистики, которая даст понять, насколько снизились наши затраты, - признается член правления ДельтаБанка Дмитрий Ищенко. - Но теоретически снижение кредитных ставок возможно".

Остальные банки и страховщики тоже с интересом ожидают первых итогов эксперимента по страхованию потребительских кредитов. Однако прогнозы остаются скептическими. "Страхование потребительских кредитов будет не очень интересно для банков, потому что, не имея исторической статистики убытков, не имея проверки реальной статистикой скоринговой системы, которую применяет банк или торговая сеть, вы, по существу, не можете правильно рассчитать ставку страхования - вы ее должны умышленно завышать, - говорит Виктор Климов. - А при завышении вы либо у банка отнимаете всю маржу, либо кредитная ставка должна быть достаточно высокой. Но любой банкир и страховщик знает, что дорогой кредит берут не лучшие клиенты - те, кому срочно требуются деньги или товары".

Полевые испытания

Похоже, что РОСНО и не предполагала, что ее новая услуга будет с энтузиазмом встречена банковским сообществом. Поэтому основные усилия страховщики намерены сосредоточить на другой категории потенциальных клиентов - торговых сетях. "Мы рассчитывали, что наша новая услуга будет ориентирована не только на банки, но и на торговые сети, - говорит Юрий Клейн. - Если в банках люди понимают, что такое кредитные риски, и имеют технологии их оценки, то в торговле ничего этого нет. Потому что это вообще другой бизнес. И сам бог велел торговцам эти риски переложить на плечи страховщика".

Однако и здесь перспективы кредитного страхования специалисты оценивают скептически. "Возможность убытков просчитывается математически, - говорит Максим Чумаченко, заместитель генерального директора ОСАО 'Россия'. - Допустим, на тысячу покупателей в кредит один будет недобросовестный, но из тех денег, которые собирает торговая сеть, она может спокойно эти убытки погасить, и это никак на ней не отразится. Обороты нормальной торговой сети, я думаю, приближаются к миллиарду долларов в год, и можно быть уверенным, что у них всегда достаточно ликвидных средств для того, чтобы закрыть большой процент невозвратов. И, предположим, пятьдесят тысяч долларов невозвращенных сумм в год, например, для банка 'Русский стандарт' - ничто. Это даже не комариный укус. Так зачем это страховать, отдавать кому-то премию?"

Похоже, что единственная цель, которую преследуют и РОСНО, и банки, вступившие в программу страхования потребительских кредитов, и торговые сети, которые к этой программе присоединятся в будущем (если таковые найдутся), - наработка статистики и технологий оценки рисков потребительского кредитования. Когда эта цель будет достигнута, банки скорректируют свои кредитные ставки до оптимального уровня, а торговцы зарезервируют необходимые средства для компенсации невозвратов. Страховщики же смогут предлагать клиентам адекватные тарифы на страхование потребительских кредитов, но наличие большого спроса на эту услугу представляется сомнительным.