Лишняя строчка в прайс-листе

Пока отсутствует адекватная статистика потерь по потребительским кредитам, страховать их бессмысленно. Когда такая статистика появится - тем более

"Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис, - ответил Остап, не замедляя хода. - Так вам скажет любой агент по страхованию жизни". Вот уже более семидесяти лет слова Великого комбинатора в разных вариантах повторяют тысячи страховщиков, пытающихся склонить клиента к покупке страхового полиса. Впрочем, в последнее время (а особенно после введения ОСАГО) россияне все отчетливее понимают, что страхование - это в первую очередь бизнес, то есть зарабатывание денег. Так что далеко не каждое предложение страховщиков находит горячий отклик в сердцах потенциальных клиентов.

В России ширится и крепнет бум потребительского кредитования. Продажи в кредит бытовой техники, мебели, автомобилей, еще года три назад казавшиеся невозможными в нашей стране, сегодня стали обычным делом и постоянно растут. По оценкам специалистов страховой компании РОСНО, на 1 января 2004 года российские банки выдали гражданам около 300 млрд рублей целевых кредитов на приобретение различных товаров, а к концу года объем потребительских кредитов превысит 500 млрд рублей. Но если тенденция налицо, то не попытаться заработать на ней было бы как минимум легкомысленно. Даже если твой бизнес никак не связан с кредитованием или розничной торговлей, а целиком и полностью заключается в страховании.

"В Москве пока лишь двенадцать процентов семей пользовались покупкой товаров или услуг в кредит, по России - всего девять процентов, - говорит директор Центра страхования финансовых институтов РОСНО Юрий Клейн. - При этом из всех выданных кредитов сорок процентов приходилось на Москву, а, скажем, на Московскую область - только четыре процента. Поэтому совершенно очевидно, что рынок еще очень мало охвачен этим видом кредитования. Мы, как и банки, ожидаем продолжения бума потребительского кредитования, поэтому получили лицензию на страхование потребительских кредитов".

Парни, это наше место

Надо отметить, что эксперименты со страхованием кредитов в России уже проводились, оставив достаточно грустные воспоминания как у банкиров, так и у страховщиков. "Мы еще десять лет назад выступали против порочной практики страхования возврата банковских кредитов, которая ничем хорошим не кончилась ни для банков, ни для этих страховщиков, - говорит начальник управления страхования экспортных кредитов и гарантий компании 'Ингосстрах' Виктор Климов. - И до сих пор вспоминаем, как в то время представители одного очень большого банка говорили нам: 'Пускай 'Ингосстрах' застрахует нам весь кредитный портфель'. Мы ответили: 'А что тогда у вас будет делать кредитное управление - баланс 'Ингосстраха' анализировать'? Кстати, этот банк потом обанкротился".

Банкиры тоже без удовольствия вспоминают эти эксперименты. "До дефолта 1998 года страхование риска невозврата кредитов было очень распространено, поскольку законодательство в области страхования тогда позволяло это делать, - говорит директор департамента рисков Банка Москвы Людмила Маркина. - Тогда все стремились заработать: страховые компании получали д

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (439) 18 октября 2004
    Экспорт капитала
    Содержание:
    Призрак русского империализма

    Российские компании всех уровней энергично скупают активы по всему миру. Особым центром притяжения русских денег стала Европа. Приобретая европейские компании у беспечных наследников истинных буржуа, русские получают доступ к новым рынкам, современным технологиям и дешевым финансам

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Культура
    На улице Правды
    Реклама