Стоическая комедия

Культура
Москва, 06.12.2004
В конце ноября в Москве прошел первый фестиваль stand-up comedy. Нас попытались познакомить с совершенно новым театральным жанром

Stand-up comedy - это одно из тех непереводимых английских словосочетаний, которые нужно долго объяснять. Аналогов на нашей сцене у этого жанра нет. Больше всего на stand-up comedy похожи монологи Евгения Гришковца. Но сам он на гастролях запрещает рекламировать свои спектакли как stand-up comedy и терпеть не может, когда публика принимает его за stand-up-комедианта и ждет шуток про тещу и Джорджа Буша.

Stand-up comedy похожа и на выступление записного юмориста. Но в отличие от Жванецкого и Задорнова stand-up-комедиант больше импровизирует, постоянно общается с публикой и не стремится превратить свой монолог в законченное литературное произведение. Его монологи - это "разговоры запросто". От всех российских аналогов этот жанр отличает полная непретенциозность. Первый фестиваль stand-up сomedy в Москве продемонстрировал, насколько удачно наши шоумены сумели освоить этот скромный, забавный, непритязательный жанр.

Как это было

Жанр stand-up comedy - самый популярный разговорный жанр в англо-саксонском мире - совсем молод. Первый его расцвет пришелся на 60-е годы. В увеселительной программе ночных клубов всегда участвовал комик. Но в 60-е годы комики посерьезнели, принялись обличать правительство и научились развлекать публику не старыми анекдотами, а самостоятельно придуманными шутками. Еще они осмелели, принялись задирать зал и выражаться "четырехбуквенными" словами, за которые тогда могли арестовать. Публике чрезвычайно понравилось новое экстремальное развлечение. Формат монолога вырос от пяти минут до получаса. Тогда и прижилось название жанра - stand-up: комик с микрофоном в руке стоит перед публикой и развлекает ее как может. Культовым stand-up-комедиантом в англо-саксонском мире стал Ленни Брюс - в 1974 году его монологи блестяще воспроизвел Дастин Хоффман в фильме Боба Фосса "Ленни".

На рубеже 80-90-х stand-up comedy оказалась одной из самых доходных отраслей шоу-бизнеса. Клубы, специализирующиеся на мастерах разговорного жанра, приносили своим владельцам огромный доход. Жанром заинтересовались на ТВ: оказалось, что монолог комика не требует никаких вложений, зато гарантирует высокий рейтинг. Фестивали stand-up comedy, курсы и школы stand-up comedy росли как на дрожжах. В комики пошли все. Домохозяйки и менеджеры, таксисты и риэлтеры, люди без намека на театральное образование рвались к микрофонам, чтобы высказать все, что наболело. Владельцы клубов решили, что эти любители - их золотая жила: в отличие от звезд жанра, заламывавших десятки тысяч за выступление, они обходились мизерными гонорарами. Но публика быстро раскусила, что новая поросль комиков не умеет ни рассмешить их, ни растрогать, и ушла из клубов. Stand-up comedy пережила тяжелейший кризис перепроизводства.

Но сегодня, спустя десять лет, примерно треть всех шоу на крупнейших театральных фестивалях - это выступления в жанре stand-up comedy. Успех в клубе по-прежнему может принести контракт в Голливуде или в театре Вест-Энда. И люди вновь идут в комики, мечтая достичь тех же высот,

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (446) 6 декабря 2004
    Украина
    Содержание:
    Зачем нам нужна Украина

    Украина наиболее выгодна России в качестве сильной независимой демократической страны. Нынешний политический кризис может помешать ей стать такой

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама