Рынок лизинга в России развивается очень быстрыми темпами. Прирост объема средств, профинансированных по договорам лизинга 107 лизинговыми компаниями, за девять месяцев 2004 года по отношению к аналогичному периоду 2003 года составил 51%. Средний темп прироста объема профинансированных средств за три года находится на уровне 58%.
За 2004 год рынок лизинга по показателю объема средств, профинансированных 107 лизинговыми компаниями по договорам лизинга (не считая авансов лизингополучателей), достигает 2373 млн долларов. Именно столько средств компании привлекли из внешних источников в финансирование реального сектора экономики.
Объем лизинговых платежей, который опрошенные компании получат в 2004 году (по данным за девять месяцев), составил 2003 млн долларов, что на 66% больше, чем за аналогичный период прошлого года).
Размер российского лизингового рынка по традиционному показателю "объем нового бизнеса" в 2004 году, то есть по стоимости всех заключенных сделок, можно оценить в 5 млрд долларов. Это позволяет оценить долю лизинга в ВВП (исходя из прогнозных данных МЭРТ о ВВП за 2004 год) как 0,9%, а в инвестициях в основные средства - как 6% (по данным МЭРТ за десять месяцев 2004 года). В исследовании российского рынка лизинга, проведенном Группой по развитию лизинга Международной финансовой корпорации в 2001 году, доля лизинга в ВВП составляла 0,5% (объем рынка в 2001 году был оценен в 1,7 млрд долларов), а в инвестициях в основные фонды - 3%. То есть эти показатели выросли за три года вдвое - на 0,4 и три процентных пункта соответственно. И все же они еще довольно далеки от показателей стран ОЭСР, где доля лизинга составляет, как правило, от 15 до 30% всех капиталовложений и 2-5% от ВВП и более близки к показателям развивающихся стран, где посредством механизма лизинга осуществляется 3-15% капиталовложений, а его доля в ВВП составляет обычно не более 2%.
Клиенты, инвесторы, поставщики
Деятельность лизинговых компаний характеризуется несколькими основными параметрами: это источники привлечения финансирования, клиенты и каналы их привлечения, а также виды оборудования, передаваемого в лизинг.
Эффективное привлечение ресурсов для финансирования лизинговых сделок - ключевой фактор успеха лизинговой компании. Традиционным и наиболее распространенным источником финансирования лизинговых компаний является банковский кредит. Очевидно, что в этом отношении преимущество имеют компании, созданные при банках. Комментирует Александр Кожевников, "Авангард Лизинг": "Одно из значимых конкурентных преимуществ нашей компании заключается в том, что мы работаем в связке с банком и не разделяем заработок компании и заработок банка. Мы можем немного уменьшить маржу банка, немного уменьшить маржу лизинговой компании и получится, например, уже в полтора раза дешевле. Поэтому стоимость предлагаемого нами лизингового финансирования ниже, чем могут позволить себе многие другие компании".
Поскольку источник финансирования является главным конкурентным преимуществом лизингодателя, компании стремятся расширить количество этих источников самыми разнообразными способами.
Уже в 2002-2003 годах обозначился рост интереса лизинговых компаний к эмиссии облигаций. Их выпустили компании "РТК Лизинг", "Глобус Лизинг", "Информ-сервис-лизинг". Безусловно, облигации - весьма привлекательный инструмент привлечения долгосрочного рублевого финансирования для лизинговых компаний, однако использование этого инструмента связано со значительными ограничениями. По мнению опрошенных нами руководителей лизинговых компаний, этот способ привлечения средств должен быть обеспечен надежной собственной финансовой базой, мощной и влиятельной поддержкой учредителей и перспективной клиентской базой. Учитывая это, такой способ подходит далеко не всем лизинговым компаниям. Кроме того, эмиссия облигаций связана для лизинговых компаний с рядом трудностей, с которыми они не сталкиваются при получении банковского кредита: проведение аудита известной компанией, получение кредитного рейтинга, полная прозрачность бизнеса. Считается, что для того, чтобы лизинговая компания могла позволить себе эмиссию облигаций, объем ее лизингового портфеля должен составлять не менее сотни миллионов долларов. Можно предположить, что в 2005-2006 годах многие компании достигнут этого уровня, и тогда можно ожидать значительной эмиссионной активности лизинговых компаний.
Если основные эмиссии облигаций еще ожидаются в будущем, то эмиссии векселей уже сейчас становятся все более распространенным явлением. Вексельное финансирование обычно довольно краткосрочное, но позволяет из серии краткосрочных заимствований выстраивать среднесрочные ресурсы для финансирования сделок. Обычно векселя используются для расчетов и финансирования между аффилированными компаниями. Векселя представляются весьма перспективным инструментом финансирования лизинговых сделок: по данным международного рейтингового агентства Fitch, в мире финансовые и лизинговые компании выпускают больше векселей, чем любая другая отрасль.
Значительным источником финансирования для лизинговых компаний являются коммерческие кредиты поставщиков оборудования. Надо отметить, что иностранные поставщики, располагающие большей финансовой мощью и свободными средствами по сравнению с отечественными, охотнее идут на предоставление коммерческих кредитов лизинговым компаниям. Поскольку ставки по таким кредитам обычно невысоки, то в итоге условия сделки для конечного лизингополучателя оказываются очень выгодными.
Основным путем повышения надежности лизинговых сделок с точки зрения инвестора, а следовательно, возможности для лизинговой компании привлекать финансирование на более выгодных условиях, является применение различных способов обеспечения лизинговых сделок. Объект лизинга обычно не является единственным обеспечением лизинговой сделки. Несмотря на это, лизинговые компании все-таки предлагают более гибкие условия финансирования, чем банки, поскольку готовы работать с самыми разными видами обеспечения. Основным видом обеспечения сделки является аванс лизингополучателя (54% от количества текущих сделок, осуществленных во всех опрошенных компаниях), составляющий обычно 25-30% от суммы лизинговой сделки.
Большое значение имеют поручительство юридических лиц (11%), гарантия обратного выкупа со стороны поставщика оборудования (10%) и даже поручительство физических лиц (7%).
Страхование риска непогашения лизинговых платежей опрошенные компании используют лишь в 1% сделок. Доля сделок, по которым застрахованы коммерческие риски, в общей стоимости сделок составляет ненамного больше - 2%. По оценкам руководителей лизинговых компаний, страхование коммерческих рисков пока не имеет особых перспектив в лизинге. Комментирует Джеймс Горхэм из Универсального лизингового холдинга: "Зачем нам обращаться в страховую компанию за страхованием финансовых рисков, когда управление рисками - это одна из наших основных задач как финансового посредника. И мы справляемся с этой задачей лучше, чем любой страховщик, поскольку страховщик меньше нас знаком со спецификой управления рисками в лизинге, со спецификой наших клиентов". Поэтому крупные лизинговые компании предпочитают создавать собственные резервные фонды на покрытие убытков и самостоятельно управлять рисками - благо уровень неплатежей российских лизингополучателей очень низок.
Впрочем, страхование имущественных рисков в лизинговых сделках имеет гораздо более широкое распространение. Доля сделок с застрахованными имущественными рисками составляет 90% от общей стоимости сделок опрошенных нами компаний. Страхование объектов лизинга очень привлекательно и для страховщиков. "Убыточность имущественного страхования по договорам лизинга в среднем на двадцать процентов ниже, чем в целом по нашему портфелю страхования имущественных рисков, - отмечает Юрий Чукавин, директор департамента по работе с корпоративными клиентами страховой компании 'Энергогарант'. - Это обусловлено более бережливым отношением к объекту лизинга со стороны клиентов лизинговых компаний".
Сотрудничество между лизинговой компанией и страховщиком может быть весьма тесным: компания страхует все свои сделки у одного страховщика, а страховщик инвестирует в нее свои ресурсы. Поскольку эта схема взаимовыгодна, а также в силу высокой привлекательности лизинговых сделок как объекта инвестиций для страховщиков (благодаря высокой надежности этого бизнеса при довольно высокой рентабельности) эта схема получает все более широкое распространение. За последние два года на рынке появилось несколько лизинговых компаний, созданных непосредственно при страховщиках.
Впрочем, при всей своей привлекательности, такие схемы резко повышают риски страховщика: если при реализации сделки возникнут проблемы, страховщик должен будет осуществлять страховые выплаты и при этом потеряет свои инвестиции.
Деятельность лизинговых компаний характеризует прежде всего информация о видах объектов лизинга. Данные о долях сделок с различными видами оборудования и транспорта позволяют констатировать основную закономерность - высокий уровень ликвидности объекта лизинга. Большие доли среди объектов лизинга имеют такие безусловно ликвидные объекты, как пассажирский и грузовой автотранспорт, железнодорожный транспорт, машиностроительная и дорожно-строительная техника, деревообрабатывающее и лесозаготовительное, а также полиграфическое оборудование. Значительная доля телекоммуникационного оборудования в портфеле сделок лизинговых компаний объясняется большим внутренним спросом на это оборудование и его высокой стоимостью.
В наиболее развитых сегментах рынка лизинга, таких как автотранспорт, к 2004 году лизинг занял положение ведущего канала сбыта. Комментирует Алексей Федоров, "Атлант-М Лизинг": "Доля продаж при помощи лизинга в общем объеме продаж холдинга 'Атлант-М', специализирующегося на торговле автотранспортом, неуклонно увеличивается. В 2002 году доля продаж грузовой техники при помощи лизинга составляла пять процентов, в 2003 году - двадцать процентов, сейчас эта доля достигает уже пятидесяти процентов".
Вообще грузовой и пассажирский автотранспорт - наиболее популярный объект лизинга: около 90% из 110 компаний - участниц исследования имеют сделки с этими объектами. В то же время участники опроса оценивают уровень спроса на грузовой и пассажирский автотранспорт как наиболее высокий - 2,6 и 2,4 балла (по трехбалльной шкале) соответственно. Выше только спрос на оборудование для добычи углеводородного сырья (2,8 балла). Как наиболее высокий оценивается также спрос на дорожностроительную технику (2,24), железнодорожный транспорт (2,09) и строительную технику (2,03).
Последними по порядку, но не по значению для лизинговой компании являются способы привлечения клиентов. По мнению руководителей лизинговых компаний, цена не является главным критерием для предприятий при выборе лизингодателя. "Опыт нашей компании показывает, что цена лизингового финансирования - далеко не главный критерий выбора лизинговой компании, - говорит Александр Кожевников из 'Авангард Лизинг'. - Речь идет прежде всего о сложности структурирования сделки, о логистике, предоставлении дополнительных услуг". С этой точкой зрения согласен и Джеймс Горхэм из Универсального лизингового холдинга: "Изменились требования к лизингу со стороны клиентов. Если раньше это были требования только в отношении предоставления финансирования, то сейчас клиенты уже более опытные, они ожидают от лизинговой компании качественной организации сделки - прежде всего в плане довольно глубокого понимания специфики оборудования, передаваемого в лизинг".
Среди каналов привлечения клиентов доля повторно обратившихся наиболее велика как количественно, так и качественно - с точки зрения важности для управления качеством портфеля. "Мы заключаем много повторных сделок с нашими клиентами, и это преимущество нашей компании, поскольку внутренняя информационная система позволяет присваивать и отслеживать рейтинг платежеспособности каждого лизингополучателя, - говорит Алексей Лабзин из 'КамАЗ Лизинг'. - Таким образом, наша компания улучшает качество лизингового портфеля, расширяя объемы бизнеса с клиентами, продемонстрировавшими лучшую платежную дисциплину". Кроме того, важнейшим каналом привлечения клиентов является поставщик оборудования. Хотя формально, по данным анкетирования, доля поставщиков уступает другим каналам привлечения клиентов, на практике большинство клиентов, которые сейчас относятся к разряду повторно обратившихся, первоначально пришли по рекомендации поставщика оборудования.
Собственный капитал
Ценой быстрого роста лизинговых компаний становится невысокий уровень их финансовой устойчивости. Размер собственного капитала лизинговых компаний очень невелик в абсолютном значении. И, что еще более важно, отсутствует заметная связь между размером бизнеса и размером собственного капитала лизинговых компаний (корреляция между объемом профинансированных средств за девять месяцев 2004 года и размером собственного капитала почти отсутствует - коэффициент 0,47). Далеко не все компании, занявшие ведущие места в рейтинге по размеру собственного капитала, являются лидерами рынка (см. таблицу 5).
Конечно, многие лизинговые компании, особенно крупные, уже сейчас целенаправленно увеличивают свой капитал. Средние темпы прироста его размера в течение последних четырех лет почти не отстают от средних темпов роста объема профинансированных средств (53 и 58% соответственно).
И тем не менее сложившаяся ситуация неблагоприятна в долгосрочной перспективе как для развития лизинговых компаний, так и для их устойчивости. Во-первых, обладая небольшим объемом собственных средств, лизинговая компания не сможет привлекать на открытом рынке финансирование, особенно иностранное. А именно способность привлекать средства из-за рубежа в ближайшие годы станет ключевым конкурентным преимуществом российских лизинговых компаний. Кроме того, лишь при помощи собственных средств лизинговая компания способна начать осваивать новые, перспективные направления бизнеса, чтобы в дальнейшем иметь возможность привлекать в такие проекты заемные средства. Во-вторых, при небольшом размере собственного капитала лизинговые компании сохранят высокий уровень неустойчивости, представляющей серьезную опасность в условиях даже незначительного ухудшения экономической конъюнктуры.
В условиях растущей инвестиционной привлекательности России для иностранного капитала отечественные лизинговые компании стоят перед выбором: либо они научатся привлекать иностранные инвестиции в качестве эффективного посредника, а значит, быть капитализированными и прозрачными, либо со временем будут вытеснены с рынка дочерними компаниями иностранных финансовых институтов.
Методы и информация
Оценки объема и темпов роста российского рынка лизинга в 2003 году основаны на данных, предоставленных 110 российскими лизинговыми компаниями - участницами проекта "Лизинг в России" по состоянию на 1 октября 2004 года. По нашим оценкам, бизнес этих компаний составляет около 70% от общего объема лизинговых сделок в России в 2004 году. Поскольку рынок лизинга не подвержен сезонным или циклическим колебаниям, мы прогнозируем объем рынка за 2004 год исходя из данных за девять месяцев этого года.
Рейтинг 100 крупнейших лизинговых компаний России (см. таблицу 1) построен на основе показателя объема лизинговых платежей, полученных компаниями за девять месяцев этого года. Этот показатель отражает как наличие успешной истории лизинговых компаний (объем полученных лизинговых платежей свидетельствует одновременно о том, сколько сделок было заключено ранее, и о том, насколько надежные были выбраны лизингополучатели), так и ее доходы в настоящее время. Остальные показатели приведены в таблице справочно.
При подготовке статьи были использованы материалы интервью с руководителями компаний - учредителей проекта "Авангард Лизинг", "Атлант-М Лизинг", "КамАЗ Лизинг", "Универсальный лизинговый холдинг", а также компаний ЛК "Медведь", "Петролизинг Менеджмент", "Энергогарант".
*По результатам совместного проекта группы "Эксперт" и компаний "Авангард Лизинг", "Атлант-М Лизинг", "КамАЗ Лизинг", "РТК-Лизинг", "Универсальный лизинговый холдинг". Полные результаты проекта изложены в докладе "Российский рынок лизинга в 2004 году", который будет доступен на сайте рейтингового агентства "Эксперт РА" (www.raexpert.ru/leasing) с 20 декабря 2004 года.