Революции быстро не кончаются

Политика
Москва, 13.12.2004
«Эксперт» №47 (447)
Компромиссное решение по политической реформе и закону о выборах не решило ни одной проблемы из тех, что вызвали кризис на Украине. Главными пунктами повестки будущего года станут борьба элит востока страны за расширение своих полномочий и попытки окружения Ющенко осуществить политико-экономический передел в стране

Из хаоса, в который украинская политика погрузилась за последние несколько недель, по-прежнему не проявляются будущие контуры страны. Пока можно констатировать лишь очень шаткий компромисс между нынешней элитой и наиболее вероятным будущим президентом - Виктором Ющенко. Заключается он, с одной стороны, в согласии Ющенко и большей части его сторонников (не всех) на политическую реформу - ограничение полномочий президента начиная с сентября 2005 года. С другой стороны - в согласии нынешнего окружения Леонида Кучмы внести изменения в законы о выборах и сформировать новый состав ЦИКа таким образом, чтобы практически гарантировать победу Ющенко при повторном голосовании второго тура выборов (в новый ЦИК не попал ни один представитель Виктора Януковича). Тем более что негласно Кучма отказался поддержать своими ресурсами премьер-министра. В окружении действующего президента скептически относятся к перспективам этого кандидата, поэтому и работать не покладая рук на его победу никто уже не собирается. Главой штаба Януковича назначен Тарас Черновил. Он сын основателя Народного руха Украины, но собственного политического веса не имеет.

Компромисс не устроил ни одну из сторон. Нынешняя элита не получила никаких гарантий своей неприкосновенности после выборов. "Проснувшиеся" после второго тура и брошенные на произвол судьбы Леонидом Кучмой региональные элиты востока страны так и не получили гарантий расширения прав регионов в отношениях с центральной властью. Стоящая за Виктором Ющенко коалиция "реванша и передела", ставшая основным двигателем "оранжевой революции", не получила гарантий, что их требования по перекройке украинской экономики, политики и геополитики будут удовлетворены.

Блеф политреформы

В чем смысл политической реформы? Это гарантия неприкосновенности нынешним финансово-промышленным и политическими группам со стороны нового президента. То есть новый президент, конечно, может давать и какие-то устные гарантии, но им вряд ли кто поверит. Поэтому оптимальным форматом виделась именно политическая реформа - передача большей части полномочий по формированию правительства и структур власти парламенту и ограничение полномочий президента. Поскольку в нынешнем парламенте достаточно равномерно представлены все политические силы и бизнес-структуры, это и было главной гарантией того, что новая власть не сможет серьезно порушить позиции старой.

Окружение Кучмы хотело провести политреформу с тем, чтобы ввести ее в действие еще до переголосования 26 декабря (то есть новый президент получил бы уже ограниченные полномочия). Окружение Ющенко и он сам, понятное дело, вообще не хотели никакие свои полномочия ограничивать.

Итоговый результат больше устраивает Виктора Ющенко - политическая реформа вступает в действие с 1 сентября 2005 года либо (если не будут приняты изменения в конституцию относительно местного самоуправления) с 1 января 2006 года. Фактически же, учитывая, что в марте 2006 года состоятся новые парламентские выборы, Верховная рада может реально прис

У партнеров

    «Эксперт»
    №47 (447) 13 декабря 2004
    Визит
    Содержание:
    Индийский маневр

    Масштабное военно-техническое сотрудничество с индийским ВПК не только усилит позиции России на азиатском рынке вооружений, но и избавит нашу страну от необходимости идти на постоянные уступки Китаю

    Реклама