Насколько остро стоит проблема мошенничества в страховании грузов?

14 февраля 2005, 00:00

Ведущий специалист отдела имущественного страхования СК "Природа" Андрей Ликинов:

- Несомненно, в настоящее время существует проблема страхового мошенничества в страховании грузов, так же как и в остальных видах страхования. Основными методами борьбы с мошенничеством остаются участие службы безопасности страховой компании в расследовании страховых случаев, а также создание единой базы страховщиков, позволяющей выявлять недобросовестных страхователей.

Заместитель руководителя департамента Страхового альянса "Фиделити" Владимир Колошин:

- Проблема мошенничества достаточно актуальна и в этом виде страхования, хотя и в меньшей степени, чем в автостраховании. Ведь страхование грузов в основном связано с корпоративными клиентами - проверенными и надежными. При страховании разовых перевозок новых клиентов компания принимает ряд упреждающих мер, позволяющих минимизировать риск мошенничества.

Заместитель генерального директора Московской страховой компании Александр Федонкин:

- Проблема стоит довольно остро, так как грузы могут быть направлены в такие уголки, где сложно найти специалистов, чтобы провести экспертизу страхового случая. Для уменьшения рисков возможного умысла со стороны страхователей, безусловно, не следует страховать кого попало. Но важнее детально прописать в условиях договора страхования процедуру урегулирования убытков, включающую перечень действий и документов, необходимых для доказательства факта и размера убытка. В МСК в этих целях к договору прикладывается инструкция о порядке заявления претензий по случаям причинения ущерба грузам при их транспортировке.

Начальник отдела страхования грузов московского филиала ОАО "ГСК 'Югория'" Игорь Кружалин:

- Крайне часто легко реализуемые товары, такие как сигареты, алкоголь, бытовая техника, отделочные материалы, попадают в поле зрения преступных сообществ.

Особенно остро этот вопрос встал в прошлом году. Мошенничество с подставными машинами, а также сговор преступников с лицами, участвующими в перевозке грузов (водителями, охранниками), доставили немало хлопот специалистам страховых компаний. Бывали в практике и такие случаи, когда мошенническим путем получить возмещение пытался сам страхователь, но сегодня такие случаи редкость.

В связи с этим страховщики сегодня учитывают особенности страхования грузов при их передвижении по территории РФ, при котировке ставок страховой премии, а также возможность приема разных категорий грузов на страхование.

Председатель правления СОАО "Русский страховой центр" Дмитрий Извеков:

- По первому образованию я - военный юрист, у меня около десяти лет следственной практики, в том числе и по вопросам мошенничества. Поэтому я могу дать абсолютно квалифицированное заключение и с точки зрения страховщика, и с точки зрения прокурорского работника, имеющего соответствующий опыт в расследовании и квалификации подобного рода дел. Основные формы страхового мошенничества, с которыми пришлось столкнуться нашей компании, связаны с фальсификацией крупных страховых случаев, подделкой документов, а также с сокрытием важных сведений при оформлении страхового договора. В частности, были случаи мнимого угона грузовых трейлеров с грузом на сумму более миллиона долларов, который потом спокойно продавался в торговых точках клиента-заявителя, подделки документов о якобы соответствующих договору условиях хранения груза, которые на самом деле были грубейшим образом нарушены, а также заявления о происшедшем страховом событии, которое само по себе имело длящиеся причины. В случае, когда явно усматриваются умышленные признаки преступления, когда имеет место явная фальсификация страхового случая, уничтожение имущества с целью получения выплаты от страховщика, необходимо ставить вопрос об информировании правоохранительных органов и возбуждении уголовного дела.