Неконкурентные преимущества

Спецвыпуск
Москва, 14.02.2005
«Эксперт» №6 (453)
Одна из главных бед страхового рынка России - тендеры. Они не прозрачны, создают почву для разгула коррупции, содействуют формированию экономически неадекватных страховых тарифов и тормозят рост страховой культуры в стране

На Западе ни одна страховая компания не может получить крупный контракт, предварительно не победив в тендере. Грамотно построенные тендеры двигают рынок вперед, повышают страховую культуру и стимулируют улучшение сервиса в страховых компаниях. Но вот в России тендеры - настоящая беда. И конкуренцией здесь не пахнет, победитель, как правило, известен заранее. И толку от них обычно нету никакого - ни для страховых компаний, ни для организаторов. Кто и как саботирует создание в России правильной рыночной конфигурации страхового пространства и почему эта беда не лечится ни одним законопроектом?

Шкурные интересы превыше всего

Особенно печально выглядит ситуация со страхованием за счет бюджета. В последнее время в бюджетах различных уровней заложены средства не только для обязательных, но и для добровольных видов страхования. Это довольно внушительные суммы, поэтому участвовать в их распределении стремятся едва ли не все страховые компании.

Процесс страхования за счет бюджета определен законом - исключительно на конкурсной основе. Но, как известно, строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. С одной стороны, в законе прописаны основные положения проведения конкурсов, с другой - эти положения довольно поверхностны. "Действующее законодательство настолько расплывчато, что позволяет заказчику признать победителем любую компанию, - говорит заместитель гендиректора компании МАКС Сергей Сычев, - доказать свою правоту или неправоту практически невозможно".

Теоретически доступ к госконкурсам имеют все российские страховщики. На практике попасть на конкурс трудно. Информация о нем зачастую появляется в самый последний момент, когда не остается времени на подготовку документов. А в новостных лентах присутствует только информация о состоявшихся конкурсах с объявленным победителем, которая размещается по инициативе страховых компаний и исключительно в рекламных целях. "Сейчас существует лишь одно издание - 'Конкурентные торги', анонсирующее объявленные тендеры и конкурсы", - говорит Сергей Фролов, заместитель гендиректора компании "Согласие". Но даже если вам и удается попасть на объявленный тендер с полным пакетом документов, шансы на победу невелики - на сцене правит бал административный ресурс. "Большинство конкурсов являются формальными. Как правило, победитель конкурса предопределен заранее", - говорит Максим Чумаченко, исполнительный вице-президент компании "Россия". Большинство конкурсов, проводимых госструктурами, выигрывается благодаря административному ресурсу или с помощью банальной взятки. В процессе распределения бюджетных денег, в том числе направленных на страхование, иногда предлагаются и чуть более изощренные методы удовлетворения финансовых интересов организаторов конкурса. Об одном из них рассказывает Евгений Майборода, гендиректор компании "Коместра-центр": "Нередко встречается ситуация, когда итог тендера, проводимого госорганами, зависит от того, согласится ли компания, признанная победителем, приобрести, ска

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (453) 14 февраля 2005
    Украина
    Содержание:
    А теперь - как в Европе

    России не стоит обращать внимания на евроатлантическую риторику нового украинского руководства. Это блеф. Сейчас самое время занять максимально жесткую позицию отстаивания своих национальных интересов в отношениях с Украиной

    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Реклама