О начале показательной порки

Александр Привалов
научный редактор журнала "Эксперт"
21 февраля 2005, 00:00

Во вторник президент Ющенко говорит, что "Криворожсталь" вернется к государству, "чего бы это ни стоило моему правительству", а еще придется поработать с десятками примерно тремя крупнейших объектов, приватизированных с нарушениями закона. В среду премьер Тимошенко говорит, что расследует приватизацию не трех десятков, а трех тысяч предприятий: "Мы будем оспаривать, а суды поставят точку по каждому вопросу". Говорю же - очень интересно будет следить за украинскими событиями, интересно и поучительно.

И просто - если не отвлекаться на персоналии (тут и свои-то под ноздри подступают, была охота чужих отслеживать). Нам ведь, к счастью, вгладь все равно, Ющенко ли подставляет Тимошенко, Тимошенко - Ющенко или они слаженно играют доброго и злого следователя. Оставив же в стороне личности, мы увидим, что передел собственности начался на Украине замечательно наглядно. Будто мастер айкидо, обучая новичка, делает приемы в замедленном темпе. Или, скорее, будто новичок пытается эти приемы повторить.

Итак, "Криворожсталь". Напомню, что приватизация комбината прошла минувшим летом, причем бенефициары не поленились сами подать иск о признании ее незаконной - и трудолюбиво проиграли во всех инстанциях, включая Верховный суд. Так что к началу "революции", хотя все знали, что комбинат отдан слишком дешево - были соискатели, готовые заплатить почти вдвое больше восьмисот миллионов долларов, - законных способов оспорить сделку уже вроде не оставалось (то есть, конечно, оставалось, но об этом ниже). Как же приступила к своему делу чести новая власть? Без затей.

Делай - раз! Новый кабинет министров отменяет постановление прежнего кабинета о порядке приватизации "Криворожстали". На сторонний взгляд, акция вполне бессмысленная: приватизация-то уже прошла, и прошла она в соответствии с действовавшим на тот момент постановлением, новое обратной силы не имеет. Ну, отменили расписание, по которому поезд ушел и давно прибыл на конечную станцию, - проку-то что? Но сама власть думает иначе. Тимошенко заявила, что "теперь не существует никаких законных оснований" для оставления комбината в руках нынешних владельцев.

Делай - два! Печерский районный суд Киева по иску частного лица, некой юристки Назаровой, отменяет свое августовское решение о законности приватизации комбината "в связи с вновь открывшимися обстоятельствами". Какие же обстоятельства открылись? А вот какие: в декабре Конституционный суд вынес постановление, в котором разъяснил, что термин охраняемый законом интерес (скажем, интерес граждан к участию в приватизации) является "самостоятельным объектом судебного контроля", наряду с правами граждан. По-видимому, юристка Назарова на основании этого постановления получила право подать иск о приватизации "Криворожстали" - и Печерский суд на основании "вновь открывшегося" февральского истца отменил свое решение по иску истца августовского...

Юристу и этого хватило бы для сердечного приступа, но это еще пустяки. Слушайте дальше: печерский судья Кафидова определила, что с отменой решения печерского суда утратили силу и подтверждающие его вердикты вышестоящих инстанций, включая решение Верховного суда Украины. Не знаю, с чем сравнить эту феерию: прапорщик отменяет приказ фельдмаршала - уподобление слишком слабое. Дикое решение судьи не вписывается ни в какие, даже самые снисходительные понятия о правосудии. Но пока никто в Киеве не осознал несусветности содеянного. Даже адвокат, представляющий интересы нынешних владельцев комбината, выразился так: судья первой инстанции не может отменить решения вышестоящих судов без нового рассмотрения дела по сути. Стало быть, с рассмотрением по сути - может? Ох, лучше уж прямо послать роту автоматчиков на эту самую "Криворожсталь" - честнее было бы.

(Хотя нет, один-то человек в Киеве оценивает происходящее правильно: министр юстиции Зварич подал в отставку. Можно вообразить, какими глазами он, выпускник и бывший профессор Колумбийского университета, защитивший диссертацию по теме "Онтологические основы этики Платона", на все это глядел.)

А можно ли отыграть явно нечестную приватизацию комбината, не ломая закон через колено? Можно. Если эта сделка так очевидно невыгодна государству, то весьма вероятно, что люди, подписавшие ее с государственной стороны, были в чем-то небезупречны. От этой чрезмерно вежливой фразы недалеко до того, что юристы именуют признаками преступления. Открывайте по этим признакам уголовное дело и доказывайте, что сумеете - не взятку, так халатность, нанесение ущерба, злоупотребление доверием. Вот доказанные в уголовном процессе факты и станут теми "новыми обстоятельствами", на основании которых можно обращаться в суд за признанием сделки ничтожной с момента заключения.

Новая украинская власть таким путем не пошла. Казалось бы, это самый естественный путь для победителей в "оранжевой революции", желающих каленым железом выжечь "кучмократию", - ан нет. Об уголовном преследовании казнокрадов в Киеве говорят в будущем времени, а показательный беспредел с "Криворожсталью" уже начался. Проще всего объяснить это опасениями зайти слишком далеко: наибольшее число сделок по приватизации пришлось вроде бы на 2000-2001 годы, то есть на время премьерства нынешнего президента. Но это, как мы договорились, не наше дело - кто и чего боится в Киеве. Какую сделали они революцию, такую и сделали.

А вот пущенные в ход приемы нам не безразличны. Украинская деприватизация на глазах разворачивает упрощенную (как видите, Печерский суд простодушнее даже Басманного) модель возможного развития событий у нас: если киевская риторика сторонников пересмотра совпадает с московской целыми абзацами, то как бы и ее реализация здесь не оказалась того же качества, что там. Видимо, удовлетворительно честное исправление даже явных ошибок приватизации при частичной смене правящей верхушки - просто невозможно.

Что же до трех тысяч предприятий - это она пугает. Не будет столько. Сил не хватит. А вот что "суды поставят точку по каждому вопросу" - можете не сомневаться.