Киргизия не стала следующей остановкой для бархатной революции, хотя перед парламентскими выборами 27 февраля казалось, что и здесь может приключиться "киевский майдан". Впрочем, ошибиться было не трудно - только отполыхал оранжевым цветом Киев, как тут же шарфики и шапочки, преимущественно желтого цвета, объявились на центральной площади Бишкека. Правда, их было немного, но от этого ощущение цепной реакции, начавшейся на постсоветских просторах, не становилось слабее.
Однако ничего не случилось, и теперь понятно почему: в Киргизии нет довольно важных условий для повторения тбилисского и киевского переворотов. Киргизская оппозиция немногочисленна и расколота, ее лидеров мучают завышенные амбиции, избиратель, кроме призывов свергнуть президента Аскара Акаева, не получил внятной программы переустройства республики по причине отсутствия таковой. Наконец, сам г-н Акаев не мечется, как бывший президент Украины Леонид Кучма, между политическими группировками, пытаясь всем угодить и всех обмануть. Он крепко держит в руках столицу и весь административный ресурс сверху донизу.
Отсюда закономерный результат - парламентские выборы состоялись. Причем иностранные наблюдатели, даже от ОБСЕ, очень придирчиво относящейся к молодым демократиям, возникшим на месте бывшего СССР, сочли их вполне удачными и даже лучше предыдущих. И это несмотря на то, что оппозиция обвинила власти в незаконном снятии с выборов некоторых лидеров, а также в подтасовках, из-за которых либералы якобы будут представлены в парламенте меньшинством.
Конкурс - 5,4 человека на местоПо данным Центризбиркома Киргизии, из 420 зарегистрированных кандидатов девять были сняты решением Верховного суда, трое - решением окружных избирательных комиссий. В двух районах Киргизии и в самом Бишкеке из-за снятия кандидатов прошли демонстрации. Наиболее массовыми они были в Кочкорском районе Нарынской области. Там сельчане даже перекрывали стратегическую автодорогу Балыкчи-Каракол, которая идет по южному берегу озера Иссык-Куль. Избиратели требовали восстановить регистрацию троих опальных политиков. Другой очаг напряженности возник на противоположном берегу Иссык-Куля, в Тонском районе, где регистрации был лишен один кандидат. В этих районах большинство избирателей проголосовали против всех кандидатов, что по киргизским законам означает новые выборы, в которых прежние кандидаты участвовать уже не имеют права.
По результатам первого тура победил 31 человек. Остальные 44 депутатских мандата будут распределены во втором туре, намеченном на 13 марта. Состав фаворитов второго тура указывает на то, что ожидать увеличения доли оппозиции в парламенте не следует. Большинство будет принадлежать сторонникам президента Акаева.
Выбор из двух вариантовПотерпев поражение на парламентских выборах, киргизская оппозиция объявила их "генеральной репетицией" и заявила о намерении объединить протестный электорат под желтыми флагами к октябрьским президентским выборам. Предугадать результат сейчас невозможно не только в силу слабости киргизской оппозиции, но еще и потому, что президент Акаев явно к чему-то готовит страну.
Дело в том, что депутаты нового парламента получили большие, чем их предшественники, полномочия. Теперь они могут вносить поправки в конституцию, назначать членов правительства, инициировать отставку кабинета министров, а также объявлять президенту импичмент. Таким образом, страна переходит от президентской формы правления к парламентско-президентской.
По итогам нынешних парламентских выборов Аскар Акаев скорее всего получит пропрезидентское большинство и сможет осуществить два варианта обустройства будущего Киргизии. Первый - парламент вносит в конституцию поправки, которые позволят Акаеву продолжить свое президентство. Второй - Акаев в соответствии с собственными заявлениями уступает пост своему преемнику, но избирается депутатом парламента (кто-то должен будет уступить ему место) и как наиболее авторитетный законодатель становится спикером с широкими полномочиями.
Бишкек