Семейное IPO

Русский бизнес
Москва, 28.03.2005
«Эксперт» №12 (459)
Первое в истории российского агропрома IPO провела малоизвестная в европейской части РФ компания "Хлеб Алтая", созданная отцом и сыном Игошиными

Компания "Хлеб Алтая", пятый по величине отечественный производитель муки, разместила на российских площадках ММВБ и РТС 10% своих акций. Половина из них была обеспечена за счет дополнительной эмиссии, а еще 5% продали владельцы "Хлеба Алтая" - Павел и Андрей Игошины. Всего от продажи получено 8 млн долларов. Это первое размещение в агропромышленной отрасли и самое маленькое IPO в России (для сравнения: "Аптечная сеть 36,6" и РБК получили от IPO более 14 и 13 млн долларов соответственно, а "Лебедянский" - более 150 млн). Тем не менее в "Хлебе Алтая" уверены, что это новый этап в развитии компании, он позволит ей расширить механизмы финансирования и стать к 2007 году ни много ни мало лидером российского АПК.

Лидер Сибири

Игошины пришли в бизнес в 1991 году. Они торговали лесом, металлом и сельхозоборудованием, что позволило сколотить начальный капитал для покупки в 1996 году Михайловского элеватора в Алтайском крае. Через два года на его территории построили мельницу. В 1999 году был приобретен еще один элеватор - Ребрихинский, на базе которого в 2001 году был построен полноценный мелькомбинат.

В феврале нынешнего года "Хлеб Алтая" приобрел Ачинский мелькомбинат, расположенный в соседней Новосибирской области. По словам Владислава Кочеткова, специалиста ИК ФИНАМ, организатора размещения акций, на момент начала переговоров о покупке Ачинский мелькомбинат находился на грани банкротства. Сейчас "Хлеб Алтая" уже погасил долги предприятия и вложил более 1 млн долларов в его модернизацию, планируя до осени инвестировать еще около 3 млн долларов.

По итогам 2004 года оборот "Хлеба Алтая" достиг 80,2 млн долларов, удвоившись по сравнению с 2003 годом. Чистая прибыль тоже более чем удвоилась и составила 4,6 млн долларов (по МСФО). Таким образом, "Хлеб Алтая" стал крупнейшим зерноперерабатывающим предприятием в Сибири. Он вывел на рынок несколько брендов регионального значения: мучные - "Пава", "Алтай-батюшка", кормовой - "Житница". Компания даже вышла на рынки Монголии и Казахстана. Правда, в Европейской части России она почти неизвестна и ассортимент ее продукции небольшой: мука, манная крупа, отруби и кормовые смеси.

Новая стратегия

Итоги IPO "Хлеба Алтая" представляются успешными. Как говорят представители ИК ФИНАМ, спрос на акции по предварительной подписке на 47% превысил предложение. При этом, по словам Андрея Игошина, председателя совета директоров "Хлеба Алтая", основную часть акций купили иностранные портфельные инвесторы.

Тем не менее для обеспечения первоначальной ликвидности на акции была сделана небольшая скидка - чтобы компенсировать повышенные и трудно оцениваемые риски, поскольку акции российской агропромышленной компании впервые предлагаются на открытом рынке. Еще одним фактором, снизившим стоимость компании, стала малая доля goodwill - накопленного репутационного капитала.

Новая стратегия "Хлеба Алтая" должна избавить компанию от этих недостатков. По словам Андрея Игошина, до 2010 года компания намерена приобрести четыре новых мелькомбинат

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (459) 28 марта 2005
    Переворот в Киргизии
    Содержание:
    Революция forever

    Революция в Киргизии произошла все по тому же сценарию, знакомому нам по Югославии, Грузии, Украине, только с поправкой на местную специфику

    Разное
    Спецвыпуск
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Реклама