Деньги для больших амбиций

Спецвыпуск
Москва, 18.04.2005
Рынок факторинга, еще недавно весьма экзотического для России финансового инструмента, растет на 300 процентов ежегодно. Сегодня он сопоставим по объемам с рынками лизинга и корпоративных облигаций и уже в нынешнем году может обогнать их*

Еще три-четыре года назад для финансистов большинства российских компаний факторинг (финансирование под уступку денежного требования) был понятием из экономической теории, далеким от повседневной практики. Банки если и предлагали клиентам такую услугу, то в большей степени руководствуясь имиджевыми соображениями, нежели надеясь реально заработать на факторинговых операциях. Еще в 2002 году суммарный объем бизнеса факторинговых компаний и банков (далее будем называть их факторами) составлял немногим более 200 млн долларов - мизерная цифра в сравнении с оборотами рынков других финансовых инструментов. Однако ситуация меняется на глазах.

Сегодня российский рынок факторинга стремительно растет. В последние два года объем факторинговых сделок ежегодно утраивался. Суммарные денежные требования, уступленные факторам, принявшим участие в нашем исследовании, достигли в 2004 году 2,2 млрд долларов (см. график 1 и график 2), а общий объем рынка факторинга оценивается нами в 3 млрд долларов. По размерам он вполне сопоставим с рынком лизинга (5 млрд долларов) и объемом первичных размещений корпоративных облигаций за год (5 млрд долларов). Столь высокая динамика этого рынка выделяет Россию из остальных стран даже при том, что быстрое развитие факторинга - тенденция, характерная для большинства государств бывшего соцлагеря. По данным Всемирного банка, рост рынков факторинга в недавно присоединившихся к ЕС странах Восточной Европы с 1998-го по 2003 год составил 434%.

Причина быстрого роста факторинговых операций - уникальные преимущества, которые отличают их от других инструментов корпоративного финансирования.

Что предлагают факторы

Ключевым преимуществом факторинга является то, что фактически этот инструмент - беззалоговый в традиционном понимании, он доступен широкому кругу малых и средних компаний. "Факторинговую компанию интересует не прошлое, а будущее клиента - сколько денег он получит за проданную продукцию и как будут развиваться его продажи, - говорит Михаил Трейвиш, председатель правления Национальной факторинговой компании 'Уралсиб-НИКойл'. - К нам может прийти начинающая компания с большими амбициями, и мы поможем ей эти амбиции реализовать".

В этом основное идеологическое отличие факторинга от банковского кредитования: размер факторингового финансирования зависит от будущих доходов компании, в то время как размер банковского кредита фактически определяется прошлыми успехами, выраженными в виде предмета залога и общего благополучного финансового состояния заемщика. Как известно, банки готовы давать деньги лишь тем, у кого они есть и так. Размер кредита всегда ограничен размером залога (причем стоимость залога может раза в два превышать кредит), а размер факторингового финансирования зависит только от объемов продаж. Поэтому факторинг способен обеспечить ресурсами самые амбициозные планы увеличения продаж. Благодаря этому факторинговое финансирование становится доступным широкому кругу малых и средних российских предприятий, которые не могут рассчиты

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (462) 18 апреля 2005
    Студенческие протесты
    Содержание:
    Халявы не будет

    Реформирование образования попало в зону активной политической борьбы и нешуточной битвы разных игроков за передел ресурсов. Произойдет ли откат реформы назад?

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама