Пластическая операция. Без обезболивания

Русский бизнес
Москва, 18.04.2005
«Эксперт» №15 (462)
Количество пластиковых карт в прошлом году выросло наполовину, однако привычный способ обращения с ними - обналичка переводимой на карты зарплаты - продолжает доминировать. Банки переучивают клиентов, устанавливая запредельные комиссионные за снятие наличных

Центробанк подвел итоги 2004-го "пластикового" года. И уже который год подряд они весьма отрадны: в минувшем году количество эмитированных пластиковых карт выросло почти в полтора раза, достигнув 35 млн штук. Несмотря на то что пластиковые карты, как и прежде, в основном используются для снятия наличных в банкоматах, эта их функция постепенно уступает операциям по оплате товаров и услуг. Участников рынка такой рост не удивляет, и в ближайшие годы они ожидают сохранения подобных бешеных темпов: в России рынок пластиковых карт все еще очень узкий, поэтому ему есть куда расти. "Ничего неожиданного в резком росте рынка нет, - считает вице-президент, директор департамента розничного бизнеса ТрансКредитБанка Андрей Купцов, - поскольку рынок у нас пока еще в начальной стадии развития, такие темпы неудивительны, и в ближайшие два-три года они сохранятся".

Три лица бизнеса

Сейчас можно говорить о трех практически сложившихся группах банков, работающих на рынке пластиковых карт. Состав каждой из групп более или менее определен, хотя еще не окончателен. В рамках каждой группы банки придерживаются схожей стратегии развития. Первая группа - универсальные российские банки, с традиционно сильным розничным сегментом. Помимо Сбербанка и Внешторгбанка это Банк Москвы, Альфа-банк и некоторые другие. Вторая - российские универсальные "дочки" иностранных банков: Ситибанк, Райффайзенбанк и др. И наконец, банки, специализирующиеся на потребительском кредитовании - "Русский стандарт", ДельтаБанк, Хоум кредит энд финанс банк и проч.

Первые, как правило, присутствуют на пластиковом рынке с самого его появления. Своих клиентов-карточников они заполучили на зарплатных проектах, на них делают свой основной бизнес и по сей день. Надо сказать, что в России рынок зарплатных проектов совершенно уникальный - такого, по словам участников рынка, не существует больше нигде в мире. "Что такое зарплатный проект в российском исполнении? Это когда компания принимает решение платить зарплату всем своим сотрудникам через один банк. В любой западноевропейской компании все совершенно по-другому: там исторически так сложилось, что компании с персоналом в сто-двести человек могут платить каждому сотруднику на тот счет, который он укажет. Это может быть хоть двести банков, - рассказывает руководитель блока 'Розничный бизнес' Альфа-банка Виктор Башкиров. - Одно дело, если вы ведете переговоры с компанией и получаете сто сотрудников, другое - когда нужно убедить каждого из ста сотрудников индивидуально. Если бы в России не было централизованной выплаты зарплаты, это не было бы ни продуктом, ни каналом привлечения клиентов".

Однако этот канал начинает потихоньку иссякать: компаний, совсем не охваченных зарплатными проектами, осталось не так уж много. Поэтому сейчас борьба разворачивается не за новых клиентов, а скорее за тех, кто уже обслуживается в том или ином банке. Ведь по продуктовому предложению в зарплатных проектах банки все еще сильно отличаются друг от друга. "Есть банки, которые говоря

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (462) 18 апреля 2005
    Студенческие протесты
    Содержание:
    Халявы не будет

    Реформирование образования попало в зону активной политической борьбы и нешуточной битвы разных игроков за передел ресурсов. Произойдет ли откат реформы назад?

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама