В Петербурге можно нормально работать

Игорь Архипов
13 июня 2005, 00:00

О мерах, которые принимает правительство города для формирования привлекательного инвестиционного климата, рассказывает вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский

Вице-губернатор Михаил Осеевский возглавляет в администрации Санкт-Петербурга экономический блок. В прошлом топ-менеджер Промышленно-строительного банка, Михаил Осеевский отвечает в Смольном за широкий круг вопросов финансово-экономической политики. Ключевым приоритетом его деятельности является создание благоприятных условий для привлечения в Санкт-Петербург инвестиций, прежде всего в сферу промышленности.

- Приход в Петербург компаний с всемирно известными именами - это результат какого-то управленческого ноу-хау городских властей?

- Мы с самого начала системно подошли к использованию основных экономических механизмов. В основе всей нашей деятельности лежит программа социально-экономического развития Петербурга, в которой обозначены ясные и понятные приоритеты. Плюс Петербурга - диверсифицированная структура экономики, позволяющая городу чувствовать себя достаточно уверенно и динамично развиваться. По-прежнему основой экономики является промышленность (на ее долю приходится около 30 процентов ВРП), причем по итогам 2004 года в Петербурге прирост промышленного производства в два раза выше, чем в среднем по стране. Хорошо развивается транспорт, строительство, торговля, все больше адаптируются к рыночным условиям наука и образование.

Особое внимание мы уделяем созданию для бизнеса необходимого комфорта, понятных, прозрачных правил работы. Благоприятный предпринимательский климат обеспечивается прямым диалогом правительства с бизнесом, постоянной обратной связью. Нам нужно понимать, чего хочет бизнес, а предприниматели должны видеть, что руководители администрации воспринимают их проблемы, готовы защищать их интересы. В результате были приняты тщательно выверенные и поддержанные бизнес-сообществом базовые законы, создающие условия для развития экономики города. Партнерские отношения с бизнесом выражаются, к примеру, и в усилиях губернатора и правительства по продвижению продукции многих питерских предприятий - это позволяет им получать выгодные контракты на поставки РЖД, "Газпрому" и другим корпорациям.

- Каким образом проводимая администрацией бюджетно-финансовая политика учитывает задачи создания комфортного предпринимательского климата?

- Мы - сторонники либеральной экономической политики, но консервативной финансовой. Правительство не допускает увеличения налоговой нагрузки на бизнес. Напротив, для инвесторов установлены льготы по налогам на прибыль и имущество (уже в следующем году выпадающие доходы превысят 1 миллиард рублей). В то же время в отношении бюджетных расходов наша политика очень жесткая. В частности, это нашло выражение в реформировании системы государственных закупок, ставшей действительно конкурсной и открытой. Доходы бюджета выросли с 75 миллиардов рублей в 2003 году до 120 миллиардов в нынешнем, и это достигнуто не за счет фискальных методов, а является результатом роста экономики города, улучшения налогового администрирования, увеличения поступлений из неналоговых источников (в том числе от продажи госимущества).

Благодаря грамотной политике управления долгом сокращаются расходы на его обслуживание. Бюджет города до 2008 года предусматривается дефицитным, но дефицит этот носит "технический" характер и связан с тем, что мы привлекаем с рынка средства на реализацию приоритетных для Петербурга проектов и программ развития инфраструктуры. Со следующего года проекты Адресной инвестиционной программы будут отбираться на конкурсной основе, с учетом реальной эффективности расходов для экономики города.

- Какие капвложения в инфраструктуру являются приоритетными?

- Бюджетные вложения в инфраструктуру мы рассматриваем как условие для развития бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности Петербурга. За последние полтора года приняты и реализуются более десяти стратегических программ. Речь идет о строительстве дорог, метрополитена, о развитии головных источников и магистральных сетей энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения. Впервые за многие годы доля капвложений в развитие инфраструктуры в бюджете города заметно возросла и приблизилась к 30 процентам. Это один из главных приоритетов - на наш взгляд, идеальным соотношением текущих расходов и бюджета развития было бы пятьдесят на пятьдесят. Кстати, интересам бизнеса отвечает и принятая нами концепция тарифной политики, делающая тарифы экономически обоснованными и предсказуемыми.

- Привлекая инвесторов, каким образом город будет обеспечивать их инженерно подготовленными территориями для строительства новых производств?

- Правительство определило пять территорий, которые в приоритетном порядке будут развиваться как промзоны. Это найдет отражение и в новом генплане, который должен быть принят в нынешнем году. Объекты инженерно-энергетической инфраструктуры и дороги будут строиться за счет бюджета.

В этом году мы закончим создание всей инфраструктуры в зоне "Нойдорф" в поселке Стрельна. Здесь на территории 25 гектаров будет построен завод по производству холодильников BSH (Bosch und Siemens Hausgeraete GmbH), кроме того, в этой зоне могут разместиться еще два предприятия такого масштаба. В подготовку зоны "Нойдорф" бюджет вкладывает порядка 10 миллионов долларов, объем же привлекаемых инвестиций составит около 150 миллионов долларов. Как показывает наш опыт общения с инвесторами, когда они приезжают в "Нойдорф" и видят землю, подготовленную, как и в любой другой развитой стране, они понимают: им предлагают нормальный, понятный товар - и они готовы предметно обсуждать с нами проблемы реализации своих проектов.

Сейчас мы начинаем энергично развивать инфраструктуру в зоне "Шушары", где разместится завод корпорации Toyota. Город в сжатые сроки выполнит взятые на себя обязательства по обеспечению территории инженерной и дорожной инфраструктурой. В промзоне "Шушары" может быть построен еще один такой же большой автомобильный завод, а также ряд предприятий, выпускающих комплектующие. "Шушары" мы видим как своего рода российский Детройт. Одновременно мы приступаем к проектированию других зон, в первую очередь зоны "Металлострой" - она расположена в относительной близости от "Шушар" и весьма удобна в логистическом отношении.

- Что делается для сокращения административных барьеров на пути реализации инвестиционных проектов, создан ли механизм их сопровождения?

- Важный шаг к осуществлению принципа "одного окна" и вообще фиксации четких, внятных процедур согласований - создание в прошлом году ГУ "Городское агентство по промышленным инвестициям". Деятельность этой структуры - важный инструмент поддержки инвестиций в промышленность. Агентство готовит полные комплекты документов, необходимых для принятия правительством решений о проведении проектно-изыскательских работ и начале строительства. В ряде случаев мы видим, что сроки согласований и принятия всех решений сокращаются до трех-четырех месяцев. Помимо сопровождения проектов создания новых производств агентство занимается привлечением инвестиций в существующие предприятия. С агентством сейчас успешно сотрудничают, к примеру, BSH, дочерняя структура финского концерна Elcoteq Network Corporation. Всего же работа ведется примерно по ста предприятиям.

- Обеспечение доступа к земельным ресурсам инвесторы называют одной из главных проблем...

- Во-первых, мы ведем системную работу по выстраиванию рыночных отношений в части предоставления и распределения земли, принадлежащей городу. Закон "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" стал серьезным шагом, изменившим всю систему взаимоотношений власти и бизнеса. Мы перешли к практике проведения земельных аукционов, отказавшись от целевого выделения с непонятной логикой принятия решений. Однако во взаимоотношениях с крупными инвесторами и компаниями город может и должен пользоваться правом целевого выделения участков.

Во-вторых, мы формируем цивилизованный, прозрачный рынок земли, в основе которого лежит право собственности на землю. Мы в три раза снизили выкупную стоимость земли для предприятий, установив ее равной девятикратной ставке земельного налога. Благодаря этому уже сейчас многие предприятия поняли, что им выгоднее становиться собственниками земли и получить очень хороший актив - ведь землю можно заложить и взять длинный кредит на развитие. При этом предприятия, получая возможность по высокой цене продать землю в центре города и купить гораздо более дешевый участок на окраинах, получают стимул к перебазированию производств и одновременно их реструктуризации.

- Почему город стимулирует деятельность прежде всего крупных инвесторов - это проявляется, в частности, в нормах закона о налоговых льготах?

- Это не совсем так. Вообще вся логика нашего законодательства состоит в том, чтобы стимулировать инвестиции в основной капитал. И хотя иностранные инвестиции в 2004 году выросли на 40 процентов, нас не удовлетворяет сохраняющееся соотношение между прямыми инвестициями и заемными средствами. Любая экономика, как известно, держится на крупных китах, и Петербург не является исключением: 20 процентов предприятий формируют 80 процентов ВРП. Разумеется, это не означает, что не нужно поддерживать малый и средний бизнес. Но когда необходимо обеспечить серьезное продвижение вперед, мы должны выбирать какие-то локомотивы - то есть достаточно крупные предприятия, инвесторов, реализующих масштабные, амбициозные проекты. Поэтому в качестве условия получения льгот введено ограничение: объем инвестиций за предыдущий год должен быть более 5 миллионов долларов. Впрочем, это не слишком большая сумма - столько может стоить лишь один сложный станок!

Следует отметить, что мы выделили предприятия, работающие в инновационной сфере (разработка программного обеспечения, микроэлектроника и так далее) - для них барьер снижен до 50 миллионов рублей. Сейчас, с учетом подготовленного правительством РФ проекта закона об особых экономических зонах, мы прорабатываем возможность создания в Петербурге технико-внедренческой зоны. После обсуждений с учеными, руководителями вузов, представителями бизнеса мы определили, что зона инновационных технологий могла бы появиться в районе Шувалова, где уже работает несколько академических институтов и предполагается развитие инфраструктуры Российского центра Академии наук. У организаций - резидентов зоны будут серьезные преференции - это создаст конкретные механизмы поддержки важных для Петербурга наукоемких отраслей, поможет им активно конкурировать на международном рынке.

- Кстати, что предпринимается для решения проблемы дефицита квалифицированных кадров, сдерживающей развитие реального сектора экономики Петербурга?

- Действительно, рынок труда дефицитен, особенно не хватает специалистов рабочих профессий. Принятые правительством решения касаются реформирования системы профтехобразования в целом, а также финансируемых из бюджета программ подготовки кадров для отдельных отраслей (судостроение, транспорт, машиностроение, строительство и другие). Основная идея состоит в возврате к практике заказа на подготовку специалистов для конкретных предприятий. Позитивный опыт взаимоотношений с рядом техникумов и ПТУ уже есть у концерна "Силовые машины". Кроме того, город способствует выстраиванию аналогичных отношений между предприятиями и вузами. Будущее Петербурга связано в первую очередь с развитием предприятий высокотехнологичных, имеющих значительную выработку на одного сотрудника, и это предъявляет серьезные требования к персоналу.

В целом же мы считаем, что основа процветания Петербурга - симбиоз современной промышленности, науки, транспорта и эффективной системы профессионального образования. На эти приоритеты ориентирована и проводимая городом инвестиционная политика. О том, что мы на правильном пути, уже свидетельствует реализация инвестиционных проектов ведущими российскими и мировыми компаниями. Инвесторы видят, что в Петербурге можно нормально работать, что власти создают для бизнеса все необходимые условия.