Террор-2005

Взрывы, прогремевшие в Великобритании, определили по-настоящему важную для западной цивилизации тему дня: как победить терроризм. Они же показали, что граждане западной цивилизации вполне готовы жить в условиях террористической угрозы

Встреча "большой восьмерки", на которую отправился корреспондент "Эксперта", проходила с 6 по 8 июля в шотландском местечке Глениглс и обещала быть скучной. Председательствующая в G8 Британия решила сфокусироваться на обсуждении борьбы с бедностью в Африке и проблеме изменения климата. Обе темы позволяли привлечь максимальное внимание прессы и общественности, но не имели никаких очевидных решений. Даже отмена африканских долгов на 40 млрд долларов и удвоение гуманитарной помощи беднейшим африканским странам до 50 млрд долларов к 2010 году, как предлагал британский премьер Тони Блэр, не решала проблем африканского континента. А борьба с меняющимся климатом -- уменьшение эмиссии парниковых газов -- задача десятилетий, а не трех дней, отведенных для саммита.

Благодаря жесточайшим мерам безопасности миллион антиглобалистов, приехавших в Эдинбург, перемещался по городу исключительно по живым полицейским коридорам, заслоняющим собой исторические ценности и "макдоналдсы" от возможного вандализма. Лидеры восьми держав и приглашенные собрались в удаленном отеле в шотландских горах, подступы к которому блокировались тысячами полицейских. Только из Лондона в командировку в Шотландию были отправлены более полутора тысяч полицейских из специализированных отрядов по борьбе с терроризмом.

Принятые меры сработали -- антиглобалистам не удалось создать серьезных проблем для проведения саммита. В первый день встречи были лишь незначительные стычки манифестантов с полицией возле Глениглса и в самом Эдинбурге, где на главной улице прошел марш против глобализации и "мирового правительства". Удар по Британии был нанесен в другом месте -- в столице.

Исполнение обещанного

Теракты в Лондоне произошли в четверг в утренний час пик, когда и поезда метро, и городские двухэтажные автобусы забиты пассажирами. В это время Тони Блэр успел только поприветствовать глав "восьмерки" и лидеров пяти развивающихся стран. В результате трех взрывов в метро в районе Сити и одного автобуса погибло, по разным данным на вечер 8 июля, от 38 до 75 человек и ранено от 800 до 1000. Узнав новости, Тони Блэр некоторое время колебался, не понимая масштаба события, но после первых вестей о количестве погибших экстренно улетел в столицу.

Лондон между тем замер. Власти выдавали только указания о дальнейших действиях, не предоставляя никакой информации, мобильная связь не работала, городской транспорт встал, было прекращено железнодорожное движение и введены войска. Обычно сдержанные и индивидуалистичные англичане делились друг с другом крохами просочившейся информации и мобильными телефонами -- у кого они работали. Счетная палата эвакуировалась, многие крупные магазины и рестораны закрылись -- власти рекомендовали людям оставаться там, где они находятся, и не передвигаться по городу. (Меры безопасности были также усилены в Вашингтоне, Берлине, Москве и других столицах стран "восьмерки".)

Вскоре появилась информация о том, что ответственность за теракт взяла на себя ранее никому не известная террористическая группировка, называющая себя "тайной группой 'Аль-Каиды'". В заявлении, размещенном ими на нескольких сайтах, было написано: "Нация ислама и арабская нация, возрадуйтесь, ибо пришло время взять реванш над правительством британских крестоносцев и сионистов, он станет возмездием за кровавую бойню, учиненную ими в Ираке и Афганистане. Героические моджахеды провели свой благословенный рейд в Лондоне. Британия сейчас сгорает от страха, ужаса и паники. Мы много раз предупреждали британское правительство и народ. Теперь мы исполнили обещанное. Мы все еще предупреждаем правительства Дании и Италии и все правительства крестоносцев о том, что они будут наказаны тем же путем, если только не выведут свои войска из Ирака и Афганистана".

Расходы на безопасность после 11 сентября заметно выросли. Если в британском бюджете 2000 года спецслужбы получили 1,7 млрд долларов финансирования, то к 2005 году эта цифра выросла до 2,8 млрд долларов. К 2008 году расходы на национальную безопасность должны были вырасти до 3,9 млрд долларов

Теракты мгновенно "взорвали" повестку дня саммита. В отсутствие Тони Блэра участники встречи вместо обсуждения проблем Африки и климата говорили только о новой угрозе терроризма. И хотя, когда Блэр вернулся, решения о прощении африканских долгов и выделении материальной помощи все-таки были приняты, никто не воспринимал этого слишком серьезно. Саммит больше походил на спектакль: лидеры делали вид, что кучка террористов не может опрокинуть их планов. Даже журналисты, освещающие саммит, забыли об Африке и игнорировали пресс-релизы " Гринписа " и других экологических организаций -- в медиацентре все внимание было приковано к огромным телевизионным экранам, по которым в режиме нон-стоп передавались последние новости из Лондона.

Единственным вопросом, который обсуждался с реальным интересом, была подзабытая со времени 11 сентября борьба с мировым терроризмом. Пока сложно сказать, какие конфигурации примет превращение борьбы с терроризмом в основную тему внешнеполитических встреч, однако ясно, что он затмит все остальные вопросы, включая и либерализацию торговли, и вопросы демократии, и охрану окружающей среды и многие другие. Не исключено, что на следующем саммите "восьмерки", на котором будет впервые председательствовать Россия (он состоится летом 2006 года в Санкт-Петербурге), международная безопасность станет главной темой встречи -- ранее предполагалось, что это будет энергетическая безопасность.

Готов ко всему

Несмотря на масштаб трагедии, британцы в целом очень достойно справились с потрясением. Паника возникла в центре города совсем ненадолго -- уверенные и хорошо организованные действия полицейских и коммунальных служб быстро перевели ситуацию в рабочее русло. Даже лондонские больницы, известные своей неэффективностью, быстро справились с наплывом пострадавших. Это произошло не только из-за врожденного хладнокровия и организованности британцев, но и потому, что общество и инфраструктура города были хорошо подготовлены к возможным атакам.

С 70-х по 90-е годы в Лондоне неоднократно что-нибудь взрывала ИРА. Теракты ИРА, правда, имели другой характер: они обычно были направлены против членов правительства и крайне редко -- против обычных граждан. ИРА часто сообщала полиции о заложенных бомбах за полчаса до их детонации, а здание Балтийской биржи в 1992 году (это был их последний взрыв в Лондоне) вообще взрывала ночью -- пострадали лишь двое охранников. Тем не менее с тех пор британская полиция привыкла сохранять бдительность и с подозрением относиться к каждой урне и коробке.

Новая волна мер предосторожности началась после 11 сентября 2001 года. В январе 2002-го премьер-министр Тони Блэр заявил, что атака "Аль-Каиды" против британской столицы является "реалистичной и серьезной". В марте 2004 года начальник лондонской городской полиции Джон Стивенс назвал теракты в Лондоне "неизбежными" и заявил, что за несколько лет полиция смогла предотвратить несколько террористических актов в стадии подготовки. В Лондоне время от времени вводилась "антитеррористическая тревога", во время которой оживленные перекрестки и метро наводняли полицейские в форме и в гражданской одежде. В феврале 2003 года дважды вводились войска в окрестности аэропортов (спецслужбы опасались атак против самолетов британских и американских авиакомпаний). С 2002 года в Лондоне работало специальное агентство London Resilience ("Устойчивый Лондон"), в задачи которого входила координация деятельности различных служб в случае терактов -- от армии и полиции до водоснабжения и обеспечения продуктами питания.

Заметно выросли и расходы на безопасность. Если в британском бюджете 2000 года спецслужбы получили 1,7 млрд долларов финансирования, то к 2005 году эта цифра выросла до 2,8 млрд долларов. К 2008 году, согласно планам британского министра финансов Гордона Брауна, расходы на национальную безопасность должны были вырасти до 3,9 млрд долларов. Значительная часть расходов приходилась именно на Лондон, в котором расположены правительство, спецслужбы, генштаб, посольства, а также важные коммуникации и национальные символы.

В одном Лондоне на подготовку пожарных к ситуациям с применением химического или биологического оружия было потрачено более 110 млн долларов. Десятки миллионов долларов были израсходованы на совместные учения полиции, "скорой помощи" и пожарных.

Неожиданность

Несмотря на хорошую подготовку, для большинства теракт в Лондоне оказался полной неожиданностью. До недавнего времени существовало устойчивое представление, что исламский терроризм не может коснуться Великобритании, ведь именно там сосредоточены все штаб-квартиры и финансовые центры различных исламских группировок. В Великобритании огромная мусульманская община, страна знаменита своей крайней толерантностью по отношению к исламу. Выводок женщин, с ног до головы закутанных в черное, под присмотром одного мужчины -- это нормальная будничная картина для большинства лондонских парков. К тому же мусульмане имеют сильное лобби в британском парламенте, позволяющее им влиять на принятие политических решений, а многие лидеры исламского мира любят посылать своих отпрысков в Великобританию учиться -- или скрываться. В России хорошо помнят историю с предоставлением политического убежища чеченскому лидеру Ахмеду Закаеву.

Сами британские власти, несмотря на громкие заявления о возможности терактов, всерьез не воспринимали их вероятность. Принимаемые меры скорее были направлены на внушение населению идеи оправданности и необходимости участия британских войск в иракской кампании. На Даунинг-стрит полагали, что исламисты не станут рубить сук, на котором сидят, -- и ошиблись.

Сегодня многие полагают, что, если исходить из наблюдаемого развития террора, который так плотно взялся за Европу и идет по нарастающей, следующей акцией вполне может оказаться проведение одновременных взрывов в двух или нескольких европейских столицах -- технологически это сделать теперь очень несложно

По мнению многих аналитиков, произошедшее в Лондоне полностью опрокидывает логику исламского террора, как ее понимали на Западе. Существует мнение, что взрывы были приурочены не только к саммиту "большой восьмерки", но и к выбору Лондона местом проведения летних Олимпийских игр 2012 года. Конкурировавшие с ним Мадрид, Москва и Нью-Йорк не прошли конкурсный отбор, в частности из-за вопросов безопасности. В данный момент спецслужбы прорабатывают версию о том, что теракты могли быть подготовлены еще и в Париже. Ведь их подготовка -- дело длительное, о выборе комитета стало известно совсем недавно, более того, считалось, что в предолимпийской гонке победит именно Париж, поэтому взорвать могли и его.

Сегодня неожиданность уже пережита, и многие полагают, что, коль скоро террористы так плотно взялись за Европу (вспомним взрывы в Турции и Испании год назад), теракты идут по нарастающей -- как по мощи психологического воздействия, так и по сложности подготовки, -- следующей акцией вполне может оказаться проведение одновременных взрывов в двух или нескольких европейских столицах: технологически это сделать теперь очень несложно.

Борьба с собой

Большинство наблюдателей полагают, что по значимости последствий трагедия, произошедшая 7 июля, приблизится к американскому 11 сентября. Ее экономические последствия, по всей видимости, будут существенно более скромными. Однако последствия политические могут оказать значительное влияние на дальнейшее развитие событий не только в Британии, но и во всем мире.

Рынки на новости о терактах реагировали мгновенно. Британский фондовый рынок потерял за день торгов 32,5 млрд долларов капитализации -- это было самым серьезным его падением за один день с начала первой войны в Персидском заливе в 1991 году. Фунт стерлингов заметно потерял против доллара и евро, упали и нефтяные цены -- аналитики испугались возможного сокращения потребления нефтепродуктов. "Однако и прямые, и косвенные последствия терактов будут очень непродолжительными. Негативный вариант, подобный реакции на 11 сентября в США, может реализоваться лишь в том случае, если потребители заметно потеряют уверенность в завтрашнем дне. По результатам первого дня после терактов этого пока не наблюдается", -- сказал "Эксперту" Марк Прешес, глава глобальной стратегии инвестиционного банка UBS.

Политические последствия обещают быть намного серьезнее. Во-первых, многие полагают, что Европа может пойти по пути Соединенных Штатов. Там в рамках кампании за повышение национальной безопасности было принято много законов, ограничивающих гражданские права. "Потенциально любая столица в Европе может стать мишенью радикальных исламских террористов. И даже неучастие в войне в Ираке или Афганистане ни от чего не защищает. Например, некоторые исламские фундаменталисты обвиняют Испанию, которая в 2004 году вывела свой контингент из Ирака, в реконкисте -- завоевании Кордобского и Гранадского халифатов в восьмом-пятнадцатом веках. Поэтому многие страны Европы могут ужесточить свои законы о безопасности", -- сказала "Эксперту" Элена Хурадо, научный сотрудник факультета международных отношений Оксфордского университета.

В Британии моментально вернулись к обсуждению вопроса о введении обязательных удостоверений личности, которые пока в этой стране отсутствуют. За неделю до лондонских терактов парламент в очередной раз негативно отнесся к идее правительства ввести обязательные удостоверения с 2008 года. Сейчас, после терактов, этот вопрос опять оказался на повестке дня. В ближайшие недели подобная волна законопроектов, направленных на повышение национальной безопасности, может пройтись по всей Европе.

Искушение Европы

Другая проблема состоит в том, как Великобритания, да и другие страны ЕС справятся с решением исламской проблемы у себя дома. Вполне вероятно, что ранее терпимое отношение населения к этим национальным меньшинствам может радикально измениться. На следующий день после теракта Исламский совет Великобритании получил 30 тысяч писем с угрозами и обвинениями и обратился с правительству с просьбой защитить мусульман от возможной агрессии со стороны населения. Сильные антимусульманские волнения, которые уже не один месяц будоражат сонные Нидерланды, могут распространиться на другие европейские страны и достичь критических размеров. Вовлечение Европы в антиисламскую кампанию будет означать, что столкновение цивилизаций по Хантингтону выходит за рамки США и обретает реальную форму.

Последнее и, может быть, самое серьезное политическое последствие лондонских терактов связано с будущим расследованием этого преступления. К моменту сдачи номера в печать британские власти и общество еще эмоционально и рационально не переварили того, что с ними произошло. Первые версии произошедшего появятся позже. Очевидно, однако, что определение того, кому принадлежит "след", оставленный в этом деле, может сформировать следующую ступень внешней политики Запада. Существует мнение, что, если, например, этот след приведет британские и американские спецслужбы в Иран, то вполне вероятно начало следующей военной кампании, как это было с Ираком, где Запад теперь будет выступать как консолидированная сила.

Пока реакция британского общества неясна: будет оно с новой силой требовать от правительства вывода войск из Ирака или же, наоборот, захочет найти и обезвредить тех, кто убил их соотечественников. Неясно пока и другое: захочет ли Европа увидеть в произошедшем цивилизационный вызов. В конце послания, написанного террористами, есть такой пассаж из Корана: "Если ты веришь в Аллаха и уповаешь на него, то он спасет тебя и твердо поставит твою ногу (имеется в виду, что ты не упадешь и спасешься. -- 'Эксперт')". Он звучит двусмысленно: с одной стороны, террористы говорят о том, что Аллах утверждает их в их пути, а с другой стороны, они говорят о том, что Бог не спас Европу из-за ее неправедности и неверия. Примечательно то, как этот отрывок звучит для христианских ушей европейцев (Коран и Библия имеют много текстовых пересечений): этими словами дьявол искушает Христа, предлагая броситься вниз с высоты иерусалимского храма. В Евангелии от Луки дьявол фактически цитирует 90-й псалом Библии, предлагая ему спрыгнуть с крыла храма, и говорит: "Написано: ангелам своим заповедает о тебе сохранить тебя и на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоей".

Исходя из логики двухтысячелетней истории христианской цивилизации, Европе стоит избегать активного включения в предложенный ей цивилизационный конфликт и не идти по пути крестового похода, как это сделали США.

Москва, Лондон--Эдинбург--Глениглс