История с ликвидацией НБП началась в марте 2004 года. Тогда прокуратура Московской области обратилась в суд с иском о лишении НБП государственной регистрации за нарушение закона "О политических партиях": организация не может использовать в названии слово "партия", а в ее уставе не должно быть упоминаний об участии в выборах. 29 июня 2005 года Московский областной суд удовлетворил иск прокуратуры и принял решение о ликвидации НБП. Теперь Верховный суд это решение отменил.
В Генеральной прокуратуре с решением не согласились и надеются обжаловать его в президиуме Верховного суда. Национал-большевики же расценили решение ВС как победу и полны решимости продолжить борьбу: в декабре они планируют подать документы для регистрации партии.
Согласно действующему закону "О политических партиях", организация, желающая считаться партией после 1 января 2006 года, должна насчитывать не менее 50 тыс. членов. По различным оценкам, в НБП - крупнейшей реально действующей молодежной идеологической группировке - сейчас от 15 до 22 тыс. членов. Нацболам не составит труда увеличить свою численность до требуемой законом - достаточно каждому партийцу записать в партию одного друга.
Однако зарегистрируется или нет партия Эдуарда Лимонова - она все равно останется партией улицы. "НБП была, есть и будет маргинальной партией. Если говорить о предстоящих выборах, то электоральная база нацболов крайне узка и какой-либо надежды на прохождение в парламент у них нет", - прокомментировал ситуацию руководитель группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин. Если же нацболы будут включены в реальный политический процесс, то им придется снизить градус своего радикализма, чтобы обозначить собой левый край российского политического спектра.