Эффектный консалтинг

19 сентября 2005, 00:00

Приносят ли советы консультантов необходимый результат? Мы попросили консультантов рассказать о том, кто является основным потребителем их услуг в последнее время и какие задачи ставятся перед ними.

Дмитрий Садков, директор департамента управленческого консалтинга компании IBS:

- Если говорить о динамике спроса, то к нам стали чаще обращаться за построением системы управления финансами, включая планирование, учет, МСФО, управление затратами. Традиционно этот сегмент рынка принадлежал аудиторам, сейчас заказчик все чаще выбирает консультантов, способных не только дать компетентные рекомендации, но и полностью выстроить систему от структуры до регламентов, а также реализовать решение в информационной системе. По-прежнему высоким спросом пользуется разработка ИТ-стратегии, особенно у финансовых компаний, растет спрос на HR-консалтинг. Эти тенденции характерны для различных компаний - от лидеров производственных отраслей, таких как машиностроение, металлургия, ТЭК, до средних компаний FMCG и ритейла.

Компании, которые имели положительный опыт работы с консультантами, продолжают привлекать их и в дальнейшем, приходя к пониманию, что консалтинг - это инвестиции. И тому есть реальные подтверждения. Наш опыт показывает, что, например, проект по оптимизации системы управления затратами на промышленном предприятии окупается за год, и это учитывая только экономию прямых затрат за счет выявления утечки ресурсов, неэффективного использования средств, сокращения необязательных расходов и так далее. А ведь еще есть результаты, которые не измерить напрямую, например качество принятия управленческих решений, рост управляемости бизнеса и прочее.

Валерия Полякова, партнер, директор департамента финансового и управленческого консультирования компании ФБК:

- Сегодня можно уверенно говорить об устойчиво растущем спросе на консалтинговые услуги. Это связано и с положительным опытом сотрудничества компаний с консультантами, и с проблемами "переходного периода" отдельных компаний, в условиях когда либо впервые формируется спрос на услуги консалтинга, либо возникает необходимость решения совершенно новых задач.

В последнее время значительный спрос на услуги демонстрируют предприятия машиностроения, транспорта, гостиничного хозяйства, а также строительные и инжиниринговые компании. Активными потребителями услуг консультантов стали диверсифицированные холдинги, ведущие бизнес в различных отраслях экономики. Предприятия отраслей, растущих наиболее высокими темпами, чаще обращаются к консультантам с целью разработки инвестиционных проектов. Предприятия более зрелых секторов экономики больше нацелены на пересмотр собственной стратегии, на повышение эффективности деятельности.

Во многих случаях привлечение внешних консультантов значительно более эффективно, чем попытки сделать все самостоятельно. Однако, по моему глубокому убеждению, то, насколько успешен бизнес, в первую очередь зависит от владельцев и менеджеров предприятий, и основная задача консультанта - дать совет, а затем поддержать клиента на сложном пути внедрения рекомендаций в жизнь.

Дмитрий Шустерняк, генеральный директор ЗАО "ФинЭкспертиза Консалтинг":

- Клиент вновь обращается к консультантам не потому, что "привык", а потому, что предыдущий опыт доказал ему: полученная польза превысила затраченные ресурсы. Вопросы, с которыми приходят такие клиенты, как правило, становятся все сложнее и практичнее.

Нас радует растущий уровень сложности задач, которые ставят перед нами клиенты: он дает нам возможность реализовывать на практике наши конкурентные преимущества, те подходы, технологии и ноу-хау, которыми мы особенно гордимся. Наиболее типичные причины обращений - решение проблем, связанных с существенными изменениями в бизнесе, будь то реорганизация многотысячных коллективов в нефтегазовой отрасли и энергетике или разработка и подготовка к выводу на российский рынок принципиально нового продукта в машиностроении. У предприятий, как правило, есть свои специалисты, способные справиться с подобной работой, но именно в переломные моменты развития компании потребность в них возрастает на порядок и привлечение консультантов становится оправданным и целесообразным.

Консультант выигрывает время, один из самых важных аспектов для заказчика. Предприятие может в конце концов методом проб и ошибок решить свои проблемы с помощью профессиональной команды менеджеров и специалистов, но логика развития бизнеса и конкурентная ситуация не оставляют ему права на медлительность и рискованные эксперименты.

Алексей Котиков, директор юридического департамента компании "Объединенные консультанты ФДП":

- Рост спроса на налоговый консалтинг понятен: с одной стороны, реформа налогового законодательства устраняет противоречия и нестыковки, являвшиеся источником разногласий между налогоплательщиками и налоговыми органами, а с другой - порождает новации, к которым финансовые службы предприятий не успевают быстро адаптироваться самостоятельно. Им требуется помощь консультантов. Если говорить о требованиях к налоговому консалтингу, то растет потребность в качественном высококвалифицированном консалтинге, снижающем налоговые риски предприятия. Растет количество проектов по налоговому аудиту, юридическому сопровождению налоговых проверок, постановке налогового учета на наиболее сложных участках, автоматизации налогового учета.

Эффект от нашей работы для клиента может быть разным: это уверенность в том, что он платит столько налогов, сколько должен по закону, это появление дополнительных источников финансирования развития, это может быть минимизация будущих налоговых рисков или повышение точности и снижение трудоемкости налогового учета и многое другое.