На прошлой неделе появились сообщения о прекращении Сбербанком и Внешторгбанком выпуска векселей "по предъявлению". "Вероятно, инициатива исходила от государства в рамках усиления борьбы с незаконным наличным оборотом, который имел место в подобных вексельных схемах", - считает аналитик ИК "Велес-Капитал" Иван Манаенко. Вместе с тем, судя по всему, гиганты российского банковского бизнеса просто решили отделаться от мелких клиентов, работа с которыми приносит больше хлопот, нежели прибыли.
Векселя "по предъявлению" активно используются в качестве инструмента расчетов с начала девяностых годов, причем зачастую ими рассчитываются фирмы, у которых денег на счетах в банке нет и никогда не было. Банки, в свою очередь, активно эмитировали векселя, поскольку видели в них исключительно удобный инструмент привлечения пассивов. "С тех времен банковская система претерпела значительные изменения, но привычки достаточно широкого круга предпринимателей - прежде всего региональных представителей малого бизнеса - не изменились, и по сей день в России существует четыре основных инструмента расчетов: рубль, доллар, водка и вексель Сбербанка, - говорит заместитель генерального директора инвестиционной компании 'Регион' Хачатур Мурадов. - Фактически получается, что векселя Сбербанка являются и налом, и безналом одновременно - и кэш в мешке таскать не нужно, и, если надо, можно в любой деревушке в Сбербанк зайти и деньги обналичить, при этом никаких процентов банку платить не надо".
Однако кроме средства легальных расчетов векселя ведущих банков самым активным образом давно используются в схемах по обналичке. "Векселя - отличный выход из ситуации, если есть нужда в расчетах наличными средствами, - добавляет председатель совета Ассоциации участников вексельного рынка (АУВЕР) Александр Макеев. - К тому же это удобный инструмент для обслуживания неучтенного, теневого оборота".
Схема работает следующим образом. Фирма, желающая обналичить имеющиеся на счету средства, переводит по безналичному расчету в Сбербанк сумму, равную стоимости векселя, и получает этот вексель. Впрочем, зачастую эта операция осуществляется от имени фирмы-пустышки. Далее фирма может просто послать кого-нибудь из сотрудников получить по векселю деньги, но, поскольку банк должен передать информацию о получателе денег-"физике" в налоговую инспекцию, то есть с них придется заплатить 13% подоходного налога, чаще всего используется другой вариант. Компании прибегают к помощи специализированных фирм-посредников, которые занимаются обналичиванием и просто покупают у всех желающих векселя за наличные деньги, но с небольшим дисконтом - ставки в Москве на обналичку в последнее время колебались от 1 до 2%. Посредник, в свою очередь, передает купленный вексель одному из своих сотрудников, который получает по нему в банке деньги, предъявляя, например, поддельный паспорт.
По оценкам экспертов, в последнее время подобные операции приобрели просто гигантский размах - ежедневно обналичиваются сотни миллионов рублей. При этом чаще всего для обналички используются именно векселя Сбербанка, поскольку именно он является крупнейшим эмитентом векселей "по предъявлению": по данным Центробанка, на 1 августа в России было выпущено векселей "до востребования" на сумму 79,3 млрд рублей, из них почти 40 млрд рублей составили векселя Сбербанка.
Теперь Сбербанк прекращает выпуск векселей "по предъявлению", вместо них будут эмитироваться векселя с месячным сроком погашения, то есть получить деньги по такому векселю можно будет не раньше, чем через тридцать дней после эмиссии. Сообщение об этом вызвало панику на рынке обналичивания, держатели векселей "по предъявлению" избавляются от них с дисконтом, доходящим сейчас до 5%. Посредники, скупающие векселя, ликуют.
Банковские аналитики положительно оценивают решения Сбербанка и ВТБ. "Для современного банка вексельная форма заимствования - это рудимент, - говорит начальник управления финансовых рынков Международного московского банка Андрей Юматов. - Существуют более цивилизованные формы заимствования, которые доступны для крупных банков, как Сбербанк и ВТБ. Сегодня просто несолидно такому банку, как Сбербанк или Внешторгбанк, занимать крупные суммы денег через вексель. Для банка неудобно и то, что вексель имеет физическую форму, потому что обслуживание вексельных операций связано с большим количеством бумажной работы: его нужно отпечатать в типографии с определенными степенями защиты, его нужно физически подписать, передать по акту приемки-передачи, при погашении нужно проверить его подлинность и т. д. Поэтому сворачивание выпуска векселей обусловлено в первую очередь неудобством их для банка. Как инструмент заимствования некогда популярный вексель отмирает, поскольку есть другие способы. Например, если заемщику нужна публичность - есть облигационный заем, нет - есть рынок межбанковского кредитования".
Однако, по многочисленным свидетельствам представителей вексельного и банковского рынка, главной причиной отказа двух крупнейших российских банков от выпуска векселей "по предъявлению" стала все-таки "настоятельная просьба" отечественных борцов против отмывания денег - Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ). Выполнив это пожелание, Сбербанк и ВТБ фактически убили сразу двух зайцев: во-первых, продемонстрировали активность в борьбе против отмывания денег, во-вторых, избавились от неудобных для них клиентов, поскольку мелкий бизнес в качестве источника пассивов вообще не приоритетен ни для Сбербанка (который ориентируется на обслуживание физических лиц), ни для ВТБ. Во всяком случае, при желании сохранить покупателей векселей среди своих клиентов банки могли бы просто прикрыть "схемную" часть вексельных оборотов, например, просто ограничив стоимость векселей.
Однако лидеры банковского рынка на это не пошли, и теперь, по мнению экспертов, их вексельные клиенты перейдут в другие банки. Предпочтение, разумеется, будет отдано банкам с развитой филиальной сетью - Альфа-банку, Росбанку, "Уралсибу". "Если другие сетевые банки сейчас подсуетятся, они смогут забрать хороший кусок пирога у 'Сбера', - говорит Хачатур Мурадов. - Так, например, я знаю предприятие в Башкирии с выручкой около ста миллионов долларов, которое, как правило, рассчитывалось со всеми своими подрядчиками векселями Сбербанка. Теперь, очевидно, эта компания перейдет в 'Уралсиб'".
Банки, сумевшие "подхватить" клиентов Сбербанка и ВТБ, смогут, во-первых, повысить свои обороты на миллиарды рублей ежемесячно. А это важный момент, который находит отражение в банковских рейтингах и соответственно влияет на репутацию банка. Во-вторых, увеличится объем остатков денежных средств на счетах, то есть фактически бесплатных пассивов. "Даже если деньги пробудут в банке два-три дня, их уже можно прокрутить на межбанке и получить определенную прибыль, - говорит Хачатур Мурадов. - Можно вспомнить хотя бы о том, что в плохие времена межбанк стоит десять процентов годовых, тогда получается, что в день можно зарабатывать по миллиону долларов. Для банка меньшего, чем Сбербанк, это существенно".
Что же касается вексельного рынка, то, по мнению экспертов, прекращение выпусков векселей "по предъявлению" Сбербанком и Внешторгбанком на нем никак не скажется. Ведь сегодня объем российского вексельного рынка превышает триллион рублей, так что его сокращение на 40 млрд окажется практически незаметным.