О партийном правительстве

Разное
Москва, 21.11.2005
«Эксперт» №44 (490)

Первый вице-спикер Думы единоросс Морозов подготовил законопроект, по которому победившая на думских выборах партия получит право предлагать президенту кандидата на пост председателя правительства. Большинством политических сил, не связанных с ЕР, эта новость встречена без восторга, а то и с раздражением: она трактуется исключительно в контексте "укрепления вертикали власти" и "операции-2008", которые указанным силам равно не нравятся. Сама же "Единая Россия" законопроектом гордится, трактуя его в контексте укрепления вертикали и обеспечения преемственности власти, - при том что и то и другое медведям, естественно, нравится. Таким образом, спора по существу морозовской новации не получилось. Да и не могло получиться - по двум причинам.

Формально-то говоря, спорить не о чем. Новый законопроект идеально вписан в общую линию обустройства политической системы (всемерное усиление роли партий) и практически задан ранее сделанными шагами. Это же простая интерполяция между точно таким же правом, только что полученным региональными заксами, - и исключительным правом партий выдвигать кандидатов в президенты, узаконенным в самом начале путинского правления. Находясь внутри этой логики, да еще поддерживая мораторий на изменения Конституции, Морозову не скажешь ничего, кроме: ну да, а как же иначе?

А неформально, как выясняется, спорить некому. Неполитики на новость не отреагировали, а политики - что довольные, что недовольные - находятся внутри процесса государственно-партийного правительства и некоторых очевидных снаружи вещей то ли не замечают, то ли не желают говорить вслух.

Например, никто не спросил, как такой закон будет выглядеть завтра или послезавтра. Сегодня-то вопросов нет: в нынешних реалиях он, повторюсь, очевиден до банальности и его принятие изменит лишь второстепенные детали политического быта. А вдруг завтра симфония президента и парламента даст трещину - как он заиграет тогда? Если он станет только лишним поводом для конфронтации, это полбеды, а вдруг как-то еще развернется? Далеко не ходить: у всех должна быть еще на памяти история со Съездом народных депутатов РСФСР. Учреждая этот орган власти в 1989 году, политики тоже исходили из современных им реалий, искренне считая их вечными. Поэтому дали съезду право принимать к рассмотрению и совокупной своей мудростью решать любые вопросы. Тогда безграничность компетенции народных избранников тоже казалась естественной до банальности, но уже через год она начала давать, вежливо говоря, неоднозначные результаты, а в девяносто третьем привела к краху всей политической системы, едва не развернувшемуся в гражданскую войну. Мы видим на полке шесть слоников и радостно добавляем к ним седьмого, думать не думая, который из семи трахнет нас по голове, если полка вдруг покачнется.

Но можно и не заглядывать в будущее. Для сомнений (не возражений! еще раз: возражений против законопроекта я не вижу) достаточно поводов и теперь. Один такой повод сопартийцы Морозова подали на другой же день после его инициативы. Не

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (490) 21 ноября 2005
    Перемены во власти
    Содержание:
    Не по царской воле

    Последние кадровые назначения символизируют конец эпохи "ультрасиловиков". Готовить страну к выборам 2007-2008 годов будут профессиональные государственники

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Наука и технологии
    */
    Реклама