По экспертным оценкам, накопленный экологический ущерб в России уже превысил 3 трлн рублей и ежегодно увеличивается еще на 200-300 млрд. В то же время, по подсчетам Министерства природных ресурсов России, хозяйствующие субъекты платят за загрязнение менее полпроцента от всех своих налоговых отчислений, и годовой объем этих платежей в бюджеты всех уровней не превышает 10 млрд рублей. И зачастую идут эти деньги отнюдь не на улучшение экологии.
Власти пытаются исправить ситуацию, но пока все сводится к ужесточению наказаний за нарушение правил в области охраны среды. Впрочем, отмечает генеральный директор ОАО "Котласский ЦБК" Юрий Заяц, недобросовестные компании, которые предпочитают штрафы реальным природоохранным мероприятиям, одними ужесточениями вряд ли напугаешь. "Если нет далеко идущей стратегии развития, то компания найдет, за счет чего вернуть деньги, - говорит г-н Заяц. - Сомневаюсь, что именно такие недобросовестные компании попадут под 'прицелы' чиновников. Последним будет спущен сверху план по сбору средств, а 'снимать' их, к сожалению, станут с тех, кто стремится модернизировать производство, действует прозрачно в интересах экологии".
Ущербный метод воспитания
В начале ноября во втором - ключевом - чтении Государственная дума приняла поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), ужесточающие наказание за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно этим поправкам предполагается установить административный штраф для должностных лиц до 200 МРОТ (сегодня штраф составляет от 5 до 50 МРОТ), для юридических лиц - до 5 тыс. МРОТ (сейчас - от 50 до 500 МРОТ). Кроме того, КоАП дополняется статьей, предусматривающей административную ответственность за несвоевременное внесение платы за загрязнение.
Определено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, сбросы их в водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; незаконное размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий. Как отмечают парламентарии, количество правонарушений, касающихся несоблюдения экологических требований при осуществлении производственной деятельности, переработки промышленных отходов и т. д., в стране неуклонно растет.
По словам заместителя председателя комитета Госдумы по экологии Александра Косарикова, внесение поправок в КоАП оказалось наиболее оперативным способом исправить ситуацию. "Существующее российское законодательство в области охраны окружающей среды не работает. Экономических стимулов, обязывающих предпринимателей беречь природу, нет. Бизнес всегда делает то, что ему выгоднее: если вместо установки более экологичного оборудования дешевле заплатить штраф, он так и поступит, - сокрушается депутат. - Все это дополняется незначительными штрафами за негативное воздействие".
Впрочем, "либерализм" законодательства - полбеды. Главное же - в стране, по сути, отсутствует должный контроль за соблюдением экологических требований. С принятием поправок к КоАП бизнесу фактически предложат жить только по одной, не самой приятной, составляющей метода "кнута и пряника".
Сегодня (по действующему законодательству) те предприятия, которые соблюдают нормативы, выполняют природоохранные мероприятия и стремятся снизить техногенную нагрузку на окружающую среду, могут рассчитывать лишь на незначительные финансовые льготы, предоставление которых всецело зависит от региональных властей. Естественно, когда чиновник выбирает между тем, предоставить льготу или обеспечить наполнение бюджета, обычно выбирается последнее. Поэтому для бизнеса принципиально важно, чтобы льготы перешли из разряда возможных в разряд обязательных.
Сейчас Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) совместно с профильным комитетом Госдумы готовит законопроект "О плате за негативное воздействие на окружающую среду". По мнению разработчиков, документ внедрит экономические механизмы регулирования охраны окружающей среды. Например, размер экологических платежей будет зависеть от того, какие технологии применяются на предприятии. Александр Косариков уточняет, что по новому закону компании смогут зачесть в счет платежей средства, вложенные в установку оборудования, снижающего нагрузку на окружающую среду.
Бизнес с таким подходом согласен. "Отработка механизма должна идти по двум направлениям: запретительному и поощрительному. Ко второму пути можно отнести поощрение государством (с помощью экономических рычагов) открытой экологической отчетности, стимулирование производства и потребления более экологически чистой продукции", - говорит директор по управлению качеством ОАО "Силовые машины" Наталья Николаева.
Однако пока законопроект "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" законом еще не стал. И правовая база законодательного регулирования платы за вред окружающей среде весьма противоречива и вызывает массу проблем на уровне ее практического применения.
Засыпались на горняках
Платежи за загрязнение окружающей среды стали взиматься в России с 1988 года. Основным документом, регламентирующим порядок определения этой платы, было постановление правительства РФ от 28 августа 1992 года N632, и действовало оно вплоть до 2001 года. Однако весной 2002-го оно было отменено по иску ОАО "Кольская ГМК". Верховный суд РФ признал, что постановление N632 противоречит Налоговому кодексу и Федеральному закону "Об охране окружающей среды" (в части порядка установления федеральных налогов). Чиновники с решением Верховного суда не согласились и попытались обжаловать его в Конституционном суде. После продолжительных судебных разбирательств КС признал постановление законным за исключением некоторых его положений.
Ситуация с платежами за загрязнение окружающей среды сложилась тупиковая. Компании вроде бы были обязаны платить за загрязнение, но из-за отсутствия базовых нормативов оказалось невозможным рассчитать размер этих отчислений. Другими словами, предприниматели фактически избавились от необходимости платить за негативное воздействие на окружающую среду.
Правовой вакуум был ликвидирован только в июне 2003 года, когда было принято постановление правительства РФ "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления". Документ, вступивший в силу 1 июля 2003 года, установил базовые нормативы платы и коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
О природе страхов
Но не сокращение экологических платежей побуждает компании вкладывать деньги в экологические проекты. Сегодня бизнесу куда важнее снизить себестоимость продукции за счет снижения расхода ресурсов, при этом наращивать выпуск продукции и выйти на новые рынки, прежде всего зарубежные, которые предъявляют повышенные требования не только к качеству самого продукта, но и к технологии его производства.
По мнению главного эколога ОАО "Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК" Сергея Цыганова, современная тенденция такова: экологические проекты промышленных предприятий становятся частью инвестиционных программ технического перевооружения, то есть приносят дополнительную прибыль. "Отнюдь не страх наказания, а рынок и жесткая конкуренция будут заставлять предприятия вкладываться в реализацию экологических программ, в том числе в модернизацию производства", - говорит г-н Цыганов. Сходную точку зрения высказывает и руководитель КЦБК Юрий Заяц. "Компании, заинтересованные в развитии производства, и сегодня находятся под жестким контролем государственных экологических органов, - утверждает он. - Но модернизировать оборудование их заставляет не страх наказания, а боязнь утратить экологически чувствительные рынки. Самый страшный контролер - сам рынок".
В ОАО "Северсталь" тоже уверены, что не страх наказания побудит компании изменить свой подход к экологическим программам. "Сегодня комбинат вкладывает в экологические программы средства, в десятки раз превышающие платежи за загрязнение окружающей среды, исходя из снижения воздействия до технически приемлемого и экономически обоснованного уровня, - говорят в пресс-службе 'Северстали'. - Увеличение штрафов не изменит экологической политики компании".
Впрочем, Наталья Николаева из "Силовых машин" не исключает, что и ужесточение административной ответственности будет способствовать сокращению числа экологических правонарушений. "Во многом это зависит от работы надзорных органов в определенном регионе, от конкретных требований, установленных органами власти субъектов, от качества проверок предприятий экологическим надзором, от объективности органов надзора к организациям, ведущим активную экологическую политику на своих предприятиях и внедряющих систему экологического менеджмента", - отмечает г-жа Николаева.
По большому счету, сегодня именно требования рынка и экономическая целесообразность заставляют компании модернизировать производства, вследствие чего (хотя и не в первую очередь) снижается нагрузка на окружающую среду. Тем временем и исполнительная, и законодательная власти продолжают по старинке закручивать гайки, поскольку пока не могут предложить бизнесу экономические механизмы, способные подвигнуть его на активные природоохранные действия.
Санкт-Петербург