Чтобы вся страна пила медовуху

Спецвыпуск
Москва, 03.04.2006
«Эксперт» №13 (507)
В Суздале решили сделать из доморощенного, сувенирного продукта глобальный бренд. Для этого пришлось придумать оригинальную технологию производства и вступить в неравный бой с розницей

Приемная Суздальского медоваренного завода, с трудом вмещающая рабочий стол секретарши, загудела, как улей. "Что значит у вас свои задачи? У нас задача, чтобы вся страна пила медовуху!" "Если хотите знать мое мнение сейчас, то этот осадок дают травы. Но мы, конечно, посмотрим его на микробиологию..." Менеджеры высыпали с планерки, потоптались на полуметровом пятачке несколько секунд и исчезли так же внезапно. Еще через минуту мы с директором по производству Олегом Корнейковым спустились с высокого деревянного офисного крылечка и зашагали к старой каменной постройке, похожей на котельную. Вынужденный по дороге припоминать что-то дежурное о социальной роли предприятия, налогах в бюджет и т. д., Олег Анатольевич при входе в медоварню с облегчением выдохнул: "Это уникальное производство".

То, что речь идет о чем-то необычном, я почувствовала еще раньше, увидев бутылки с "Суздальской медовухой" в крутом супермаркете. Какими путями сюда попал продукт из глухой глубинки, да еще занял отдельно стоящий стеллаж в отнюдь не бедном винном отсеке? Это с одной стороны. С другой стороны, по выверенному дизайну бутылки, этикетки, по деликатному посланию покупателю относительно рецептуры напитка (просто очень много меда) виден почерк скорее искушенного столичного маркетинга, чем провинциального. Наверное, пришел в Суздаль инвестор из Москвы. А зачем? Рынок напитков -- сверхконкурентный, рост год от года замедляется, а слабоалкогольный сегмент чуть ли не падает. На чем тут можно заработать и много ли? А планы у людей серьезные. Более подробное знакомство с новым продуктом, надо сказать, не поколебало, а наоборот, укрепило меня в этом предположении.

Пробуя медовуху, я обнаружила ее сходство с сотерном (это изысканное вино производится, как известно, из перезревшего и покрытого какой-то специальной плесенью винограда). Такая же неутомительная, многоцветная сладость не затеняет родниковую чистоту основной ноты, а играет с ней. Между прочим, в пользу этой ассоциации с благородным напитком на Суздальском медоваренном заводе привели и маркетинговый довод: медовуха по технологии производства хотя и близка к пиву, по типу потребления похожа на вино. Это довольно дорогой напиток, употребляемый в небольших (относительно того же пива) дозах.

Следующий рубеж осмысления медовухи пролегал уже в дегустационном зале медоваренного завода. После десятой чарки (персонал зала уверял, что порции небольшие) меня поразила простая мысль. Вот, оказывается, где запечатлен цивилизационный надлом, произошедший у нас при Петре Великом. Не в бритых бородах, а во вкусе национального напитка. Потому что водка, привитая в России вместе с париками, -- это одно. А царившая до нее медовуха, хотя бы вот эта медовуха с хреном из десятой чарки, которая, как говорят, больше всего нравится мужчинам, -- это са-а-а-всем другое. Другой мужеский образ. Какой? Трудно сразу сказать. Сила новая, но в то же время будто знакомая. Может, это в нем просвечивает образ женщины. А может, это наша прародина в нем видна

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (507) 3 апреля 2006
    Украина
    Содержание:
    Смута продолжается

    Выборы в украинскую Верховную раду не дали преимущества ни одной из противоборствующих сторон, окончательно зафиксировав раскол страны. Новое правительство будет крайне неустойчивым, межрегиональные конфликты усугубятся, и уже к концу года в стране могут начаться серьезные волнения

    Обзор почты
    Русский бизнес
    Международный бизнес
    Реклама